Зимний дворец

Зимний дворец, который мы видим сейчас, архитектурное совершенство зодчего Растрелли, уже пятое здание, построенное в в 1754—1762 годах и с 1762 по 1904 год служившее официальной зимней резиденцией российских императоров.

В 1904 году Николай II перенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе. С октября 1915 года до ноября 1917 года во дворце работал госпиталь имени царевича Алексея Николаевича.

С июля по ноябрь 1917 года во дворце размещалось Временное правительство. В январе 1920 года во дворце открыт Государственный музей революции, разделявший здание с Государственным Эрмитажем вплоть до 1941 года.

В настоящее время Зимний дворец вместе с Эрмитажным театром, Малым, Новым и Большим Эрмитажами составляет единый комплекс "Государственный Эрмитаж".

Здание дворца имеет 1084 комнаты, 1476 окон, 117 лестниц. Длина по фасаду со стороны Невы — 210 метров, со стороны Адмиралтейства — 175 метров, высота 23,5 метра. В 1844 году Николаем I издается указ, которым устанавливается высота 23,47 м максимальной для строительства в Санкт-Петербурге жилых частных зданий. Таким образом, Зимний дворец является «Небесной линией Санкт-Петербурга».

Это трёхэтажное здание в плане имеет форму каре из 4 флигелей с внутренним двором и три фасада, обращённых к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Главный фасад, обращённый к Дворцовой площади, прорезан аркой парадного проезда. Имеет полуподвальный этаж и многочисленные антресольные этажи. В 1840-х годах в здании была устроена уникальная система отопления из 86 пневматических печей расположенных в подвалах. В 1886 году Зимний дворец был электрифицирован.

Фасады дворца несколько раз меняли цвет. Первоначально он был очень лёгкой охристой окраски с белым декором. В 1880-е годы при Александре III дворец перекрашивается с добавлением красного пигмента в слабую терракотовую тональность. Такой цвет оставался до конца 1920-х годов. Далее предпринята попытка окраски дворца масляной краской оранжевого цвета с выделением белой краской. И только в 1947 году было принято решение об окраске стен дворца окисью хрома с добавлением изумрудного пигмента; колонн, карнизов, междуэтажных тяг и обрамлений окон — белым цветом; лепного декора, картушей, капителей — охрой, при этом скульптуру было решено оставить чёрной.

Начиналось строительство при Елизавете Петровне, но она не дожила до окончания и принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III. Летом 1762 года Петра III свергли с престола и заканчивалось строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II.

Императрица отстраняет от работ Растрелли, поручает отделку интерьеров Бецкому и лично руководит реконструкцией.

По первоначальной, сделанной Растрелли, планировке дворца самые большие парадные залы находились во 2 этаже и выходили окнами на Неву. Путь к «Тронному» залу начинался с востока — с «Иорданской» или, как она прежде называлась, «Посольской» лестницы. В юго-западном крыле Растрелли поместил дворцовый театр «Оперный дом». Кухни и прочие службы занимали северо-восточное крыло, а в юго-восточной части между жилыми покоями и устроенной в восточном дворе «Большой церковью» была перекинута галерея.

В 1763 году императрица переместила свои покои в юго-восточную часть дворца, под своими комнатами она приказала разместить покои своего фаворита Г. Г. Орлова. В северо-западном крыле был обустроен «Тронный зал», перед ним помещение для ожидания — «Белый зал». Позади разместили столовую. К ней примыкал «Светлый кабинет». За столовой следовала «Парадная опочивальня», библиотека, кабинет, будуар, две спальни и уборную.

В 1764 году Екатерине II были переданы из Берлина 317 ценных картин, положивших начало собраниям Эрмитажа, сегодня здесь сохранилось 96 полотен.

В 1783 году по указу Екатерины был произведён слом дворцового театра.

В 1790-х годах была создана галерея-перемычка Эрмитажа с Зимним дворцом — «Аполлонов зал».Тогда же Кваренги возводит и новый «Тронный (Георгиевский)» зал, открытый в 1795 году. Старый тронный зал был переделан на ряд комнат, предоставленных для покоев только что женившемуся великому князю Александру. На месте бывших растреллиевских пяти залов Антикамер были созданы Аванзал, Мраморная галерея и Концертный зал.

В 1826 году перед Георгиевским залом построили Военную галерею, в которой разместились 330 портретов генералов-участников войны 1812 года и оформили «Фельдмаршальский», «Петровский» и «Гербовый» залы.

Каждый дворцовый зал является самостоятельным шедевром и достоин внимания.

Адрес:
г. Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 38 Дворцовая пл., 2    59.946536, 30.331391
Телефон:
8 (812) 710-90-79; 8 (812) 710-96-25; 8 (812) 571-84-46
Режим работы:
Выходной день – понедельник с 10:30 до 18:00, в среду и пятницу – до 21

Отзывы

Добавить отзыв



Мосты Санкт-Петербурга

Крейсер "Аврора"

Исаакиевский собор

Музей «Эрмитаж»

Александринский театр

Смольный монастырь

Казанский собор

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера)

Русский музей

Домик и бюст Петра I

Ростральные колонны

Летний сад

Дворцовая площадь

Александро-Невская лавра

Медный всадник

Храм Спас на Крови

Марсово поле

Музей русской водки

Здание Главного адмиралтейства

Памятник Чижику-Пыжику

Сфинксы на Университетской набережной

Музей-квартира Пушкина на Мойке

Мариинский театр

Макет России

Петропавловская крепость

Все достопримечательности Санкт-Петербурга →