История Ярославля
Ярославль по праву считается жемчужиной в «Золотом кольце» древнерусских городов, одной из архитектурных столиц России. С высокого обрывистого мыса на правобережье Волги, у места слияния с ней реки Которосли, открываются великолепные виды на необъятные дали Заволжья, на панораму города, украшенную цепью величественных храмов. Здесь, на Стрелке, начиналась многовековая история Ярославля.
- Основание Ярославля
- Расцвет Ярославля в домонгольский период
- Ярославское княжество (1218—1463)
- В составе Московского княжества (1463—1600 годы)
- Ярославль в Смутное время (1601—1612)
- Экономическое процветание Ярославля
- XX век
- Художественная жизнь Ярославля
Основание Ярославля
Достоверной информации об истории основания Ярославля практически нет.
В I тысячелетии н.э на этих землях жили представители финно-угорской народности меря. В IX веке, спасаясь от притеснений князей и бояр, сюда двинулись славяне. Это был период становления Киевской Руси, и вместе со славянами на земли эти распространилась власть киевских князей. Главным городом огромной местности, включая нынешний Ярославль, был тогда город Ростов, расположенный на берегу озера Неро.
Чтобы усилить свое влияние в этом далеком крае, киевский князь Владимир Красное Солнышко посылает управлять этой огромной территорией своих сыновей, каждому дав по городу. Ростов достался его сыну Ярославу, который позднее, будучи великим киевским князем, был прозван Мудрым. Ярослав правил в Ростове с 988 по 1010 годы.
Почти 1000 лет назад, в 1010 году, ростовский князь Ярослав Мудрый, стремясь обезопасить подступы к одному из крупнейший городов Северо-Восточной Руси — Ростову Великому, основал здесь город-крепость и назвал его «во свое имя». Раньше на этом месте находилось поселение язычников, «рекомое Медвежий угол». Его жители, потомки угро-финских племен, смешавшимся с пришлым славянским населением, занимались земледелием, охотой и рыболовством.
Вокруг, в радиусе 10-12 километров, существовало еще несколько таких же селений, обитатели которых оставили грандиозные некрополи. Согласно преданию, князь Ярослав покорил местных жителей, убив священного зверя — медведя. Об этих полулегендарных событиях напоминает известный с XVII века герб города: «В серебряном щите медведь, стоячи, держит в левой лапе золотую секиру».
Долгие годы считалось, что город был основан на Стрелке, на том самом месте, где сейчас находится памятный камень. Перед началом строительства Успенского собора на месте закладки храма были проведены раскопки, которые полностью опровергли это утверждение.
Есть даже предположение, что Ярославль основал совсем другой князь Ярослав. История основания города окутана глубокой тайной. Все, что касается начальной истории Ярославля, основано на догадках, предположениях и логических умозаключениях. Но это в принципе ничего не меняет!
Географическое положение нового города было весьма выгодным в военном отношении. Крутые высокие берега Волги и Которосли, глубокий Медвидицкий овраг, по которому протекал ручей, образовывали естественно защищенный мыс. В XI-XII веках Ярославль оставался сторожевым пунктом на беспокойной окраине Ростово-Суздальского княжества, волжским форпостом своего «старшего брата» Ростова Великого.
Расцвет Ярославля в домонгольский период
Временем наивысшего расцвета Ярославля в домонгольский период было время правления ростовского князя Константина Всеволодовича и его сына Всеволода. Именно в это время город все чаще упоминается на страницах летописей.
К началу XIII века, в связи с продвижением русских вниз по течению Волги, значение Ярославля существенно возросло. Владимирское княжество развязало против Булгарии серьезную войну, в ходе которой было захвачено устье Оки и построен Нижний Новгород (1221). Опасность постоянных войн с булгарами ушла на второй план, теперь Ярославль оказался прикрыт новой крепостью в устье Оки. Волжский торговый путь становится безопасным. И на развитии Ярославля начинает сказываться выгодность его географического положения.
Начался первый расцвет в истории Ярославля.
Владимирский князь Всеволод Большое Гнездо выделяет Ростовское княжество, к которому тогда относился и Ярославль, из состава огромной территории Владимирского княжества. В 1207 году он сажает своего старшего сына Константина княжить в Ростове. Константин начинает укреплять доставшиеся ему земли. Много внимания уделяет он Ярославлю. В это время город уже был окружен деревянной крепостью. В 1215 году князь ставит в Ярославле каменный храм Успения Богоматери. Это — первый каменный храм Ярославля! Возле храма Константин построил княжеский терем, в котором «проживал почасту» в Ярославле.
Строились в городе храмы. Художники-иконописцы писали для них иконы. Дошедшие до нас местные иконы этого времени свидетельствуют о большом художественном таланте и мастерстве их создателей. В XIII веке ярославскими мастерами создаются такие шедевры древнерусской живописи, как «Богоматерь Оранта — Великая Панагия» (находится в собрании Третьяковской галереи) и «Спас».
Город рос. Кремль уже не мог вместить всех его жителей. В треугольнике между кремлем, Спасским и Петровским монастырями появляется торгово-ремесленный посад. По всей вероятности он был обнесен тыном. Когда и здесь уже места для строительства не осталось, вокруг Ярославля появились неукрепленные слободы.
Ярославское княжество (1218—1463)
В 1218 году начался новый этап в истории Ярославля. В этот период город все чаще упоминается на страницах ростовского летописания. Незадолго до смерти князь Константин роздал своим сыновьям уделы — Всеволод получил Ярославль. Так в 1218 году Ярославль стал стольным городом нового Ярославского княжества. Новому государству подчинили Углич, Мологу и земли за Волгой до Кубенского озера.
Начавшийся расцвет Ярославля в 1238 году был прерван татаро-монгольским нашествием. Сюда направился владимирский князь Юрий, чтобы из Ярославля отправиться на реку Сить для окончательной битвы с захватчиками.
Ярославль был захвачен войсками Батыя. Погибли все, кто был в городе. Ярославль был полностью разрушен и сожжен. Тела убитых несколько месяцев пролежали под открытым небом. Хоронить было некому. Раскопки, проведенные в 2005 году, вскрыли шокирующие факты трагедии того времени.
Неоднократно здесь поднимались восстания. Один из самых кровопролитных боев с татарами произошел, по преданию, 3 июля 1257 года. Ярославцы понесли в нем огромные потери. С тех пор место боя — невысокая гора за Которослью, хорошо видимая со Стрелки — стала называться Туговой, что в переводе со старославянского означает Скорбная. Но неудачи не останавливали жителей свободолюбивого города. В победоносной Куликовской битве ярославская дружина стояла насмерть на левом фланге войска Дмитрия Донского.
XIV век называют «темным» периодом в истории Ярославля. В начале столетия в Ярославле княжили сыновья Федора Черного.
В 1321 году в городе вокняжился Василий Давидович Грозные Очи. Этот внук Федора Черного долгое время жил в Орде, имел там связи. Может быть, поэтому Иван Калита в 1330 году предложил ему жениться на своей дочери Евдокии. Свой человек, имеющий влияние в Орде, был нужен Московскому князю.
Это было тяжелое для города время. В 1364 году случилась эпидемия чумы. В ходе междоусобных войн Ярославль неоднократно подвергался разграблению.
Но жизнь шла своим чередом. В 1314 году недалеко от Ярославля епископ Прохор основал Толгский монастырь.
Про правителей ярославского княжества точных сведений не сохранилось. Достоверная информация есть только про последнего ярославского князя. Его звали Александр Фёдорович Брюхатый, он правил в Ярославле с 1434 года.
В составе Московского княжества (1463—1600 годы)
По инициативе князя Александра и при поддержке монахов Спасского монастыря были канонизированы князь Федорь Ростиславичь Черный и его сыновья Давид и Константин. Если это была попытка упрочить авторитет и независимость Ярославского княжества — то она не удалась. В 1463 году Ярославское княжество мирно входит в состав Московского.
До 1471 года Александр Брюхатый продолжал управлять Ярославлем, но уже как московский наместник. Ярославские князья переходят «на оклад» к московскому царю.
Бывшее Ярославское княжество было преобразовано в Ярославский уезд, относившийся до конца XVII века к приказу Костромской четверти. Уездом управляли наместник и воевода, функция управления городом постепенно перешла к городовому приказчику, назначавшемуся из местной знати.
Ярославль в Смутное время (1601—1612)
В начале XVII века Ярославль, так же, как и вся страна, пережил Смутное время. Это была славная страница в истории Ярославля. После того, как был свергнут Лжедмитрий I в 1606 году в Ярославль были сосланы его жена Марина Мнишек и его тесть Ежи Мнишек и вместе с ними ещё 375 поляков.
В 1608 году к Ярославлю подошли войска Лжедмитрия II. Воевода Фёдор Петрович Барятинский решил сдаться. Ярославцы заплатили немалую контрибуцию в 30 тысяч рублей, но, несмотря на это, поляки грабили и избивали жителей. Попытки сопротивления были жестоко подавлены.
В апреле 1609 года, разбив недалеко от города польский гарнизон под руководством Тышкевича, в Ярославль вступило ополчение под руководством Никиты Вышеславцева. По его приказу в городе началось ремонт и строительство укреплений. В мае 1609 года Ярославль выдержал 24-дневную осаду поляков.
В память об этих событиях в Ярославле был заложен храм Казанской Божьей матери. В 1610 году при этом храме, вместо сожжённого поляками Рождественского монастыря, был основан Казанский женский монастырь.
С апреля по июнь 1612 года в Ярославле располагалось второе ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, а Ярославль на это время стал фактически столицей Русского государства. Герб Ярославля венчает шапка Мономаха как раз в память об этих событиях.
Экономическое процветание Ярославля
Ярославль быстро отошёл от последствий Смуты. Он развился в крупный торговый и ремесленный центр. Если в 1614 году было около 900 населённых дворов, то к середине XVII века их было уже 2 тысячи и в них проживало 15 тысяч человек — больше тогда было только в Москве, по описи же 1678 года в городе насчитывалось уже 2936 дворов.
Во второй половине XVII века было около 1200 ремесленников более 100 специальностей 17 отраслей, особенно выделялось кожевенное производство. Производились металлические и глиняные изделия, шерстяные и льняные ткани. По прежнему была развита рыбная ловля. Почти четверть всей площади Земляного города занимала торговая территория — от Волги до церкви Спаса на Городу, также торговля велась около Спасского монастыря и в слободах.
Экономическое процветание содействовало культурному росту. XVII век стал для Ярославля веком храмового строительства — за столетие было построено 3 монастыря, 48 церквей, из них 35 каменных. Сложился своеобразный «ярославский» стиль (полихромные изразцы, фигурные кирпичи). Ярославские мастера приглашались для строительства в Москве и других городах. Храмы отличались размерами, богатым декором, мощными пятиглавиями, уникальными росписями.
Процветала иконопись и стенопись. В них широко распространяются бытовые и исторические сюжеты, часты житийные иконы. Местные иконописцы получают широкую известность, многие из них работали при царском дворе. В монастырях активно писались сказания о чудотворных иконах, особенно известно «Сказание о явлении и чудесах от иконы Толгской Богоматери».
В 1722 году купцом Гостиной сотни Максимом Семёновичем с сыновьями Иваном, Дмитрием и Гаврилой Затрапезными, и голландцем Иваном Тамесом началось строительство полотняной мануфактуры на правом берегу Которосли за Новофёдоровской слободой у Кавардаковского ручья — одной из самых первых и крупных в стране. В первые годы на 172 станах работали более 500 человек, через пять лет было уже 1406 рабочих (860 мужчин и 546 женщин). В 1723 году при мануфактуре построили шелкоткацкое предприятие — «лентовую фабрику».
Продукция Большой мануфактуры, выпускавшей льняные изделия, обладавшие сложным рисунком, прочностью и хорошей выработкой, пользовалась спросом на рынке. В 1765 году эту мануфактуру купил Савва Яковлевич Яковлев — при нём численность рабочих увеличилась до 9 тысяч человек, а изделия стали поставляться к императорскому двору.
Малая мануфактура была куплена купцом Г. Углечаниновым в конце XVIII века. При нём она имела 220 станков и развивала полотняное и шёлковое производство. Пряжа закупалась у местных жителей, шёлк привозили из Персии, хлопчато-бумажную пряжу — из Средней Азии, краски — из Астрахани и Кизляра.
В 1786 году в Ярославль из Ростова была перенесена кафедра Ростовской епархии (с тех пор это Ярославская и Ростовская епархия). Спасский монастырь, в связи с этим, был преобразован в Архиерейский дом. В 1788 году в библиотеке последнего настоятеля монастыря было найдено уникальное произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».
В 1778 году был утверждён первый регулярный план застройки Ярославля. Улицы стали направляться от одной церкви или башни к другой. Центром планировки посада стала церковь Ильи Пророка, около неё была создана Ильинская площадь, на которой построены здания присутственных мест и дворец наместника (снесён по указу Павла I). За снесённые для перепланировки дома выплачивались средства из казны на строительство новых. Главный стиль строительства в этот период — классицизм. К концу XVIII века в городе было уже 334 каменных дома и 785 каменных лавок.
В конце века в Ярославле насчитывалось 180 фабрично-заводских предприятий.
В 1777 году в Ярославле основано училище для дворянских детей (дворянская гимназия) и народная школа при городской богадельне (городовая школа). Там преподавали закон Божий, историю, географию, грамматику, рисование, французский и немецкий языки. 22 сентября 1786 года открылось Главное народное училище для детей всех сословий (37 из 66 первых учеников были дворянами) и Дом призрения ближнего (воспитание сирот, забота об увечных и престарелых обоих полов и всех сословий, кроме крепостных), в котором обучались 56 мальчиков и 24 девочки.
В 1881—1887 и в 1897—1905 годах городским головой был Иван Александрович Вахромеев. При нём в Ярославле появился водопровод (1883), телефонная связь, электрическое освещение и трамвай (1900). Вахромеев прославился как предприниматель, коллекционер и меценат (ремонт в 1899—1902 годах церкви Ильи Пророка). Телеграфная линия с Москвой появилась в городе ещё в 1860 году.
XX век
В начале XX века Ярославль был одним из наиболее крупных городов Центральной России. Была значительно развита промышленность — работало более 50 предприятий с 15 тысячами рабочих, по числу которых город занимал 8-е место среди центров фабрично-заводской промышленности Европейской России. Преобладали текстильная, пище-вкусовая, химическая отрасли. Главные фабрики: две мануфактуры бумажной и льняной пряжи и тканей, табачная (открыта Дунаевым в 1850 году), заводы химические, спичечный, лесопильные, плотничные, столярные, бондарные, мыловаренные, водочные, колокольный, войлочные и валеночные, кожевенные, скорняжный и воскобойный.
В 1900 году в городе открылась первая электростанция. С 1870 года город имел прямое железнодорожное сообщение с Москвой, Санкт-Петербургом, Костромой. Важную роль играло волжское пароходство. В Ярославле располагались конторы и пристани пяти пароходных обществ. Кроме трёх в неделе базарных дней, раз в год с 5 по 25 марта бывала довольно оживлённая ярмарка, на которой главный предмет торговли — стеклянная, фаянсовая и фарфоровая посуда.
Наиболее значительным событием в новейшей истории Ярославля по своим последствиям стало выступление в городе антибольшевистских сил в июле 1918 года во главе с полковником А. П. Перхуровым во время Гражданской войны в России, подавленное превосходящими силами Красной Армии. Артиллерийские обстрелы и бомбардировки красных привели к массовой гибели жителей, пожарам, значительному разрушению жилых домов, промышленных предприятий и памятников истории. Несколько сотен жителей города были расстреляны или репрессированы после подавления восстания. После этих событий население города сократилось с 125 до 70 тысяч человек — люди переселялись в сельскую местность в связи с нехваткой продовольствия.
На смену Российской империи пришли РСФСР, а затем СССР.
В 1920 году начинается застройка города по «Плану Большого Ярославля» — городская черта была расширена более чем в 5 раз, формировались новые улицы, строились дома и хозяйственные объекты. В 1921 году восстановили трамвайное движение, в 1922 году была построена канализация в центре, в 1924 — новая телефонная станция взамен разрушенной, в 1925 году установлен первый телефон-автомат. К середине 1920-х годов в городе было уже более 100 тысяч жителей
Во время Великой Отечественной войны более полумиллиона жителей Ярославской области отправились на фронт, погибло свыше 200 тысяч человек. С первых месяцев войны промышленность Ярославля перешла на выпуск военной продукции, сыграв важную роль в снабжении основных оборонных отраслей.
После войны город активно восстанавливается. Строятся автомобильные мосты: в 1962 году — новый железобетонный Московский мост через Которосль, в 1965 — Октябрьский мост через Волгу, в 1980-х — Толбухинский мост через Которосль, в 2000-х — Юбилейный мост через Волгу.
Появляются новые бульвары, скверы, газоны. С 1961 года в городе запрещено индивидуальное жилищное строительство, активно строятся «хрущёвки». В 1960-х годах активно строится Северный жилой район города. В 1983 году реконструируется Советская площадь (церковь Ильи Пророка XVII века, корпуса присутственных мест XVIII века, административное здание начала 1980-х), достроен Театр юного зрителя (800 мест + 350 мест кукольного театра). В середине 1980-х достраивают Ярославский речной вокзал.
Постепенно город открывают для иностранцев, он входит в состав наиболее амбициозного туристского проекта позднесоветских времен — т. н. Золотого Кольца. Происходит реставрация памятников.
Художественная жизнь Ярославля
Художественная жизнь Ярославля не замирала даже во времена татаро-монгольского ига. Об этом свидетельствуют произведения иконописи и миниатюры, сохранившиеся до наших дней.
Крупнейшим центром культуры и искусства оставался Спасский монастырь. Его великолепное рукописное Федоровское евангелие (2-я половина XIV века) свидетельствуют о сохранении здесь лучших традиций домонгольского наследия.
Сохранившиеся и восстановленные, монастырские постройки являются сегодня единственными в Ярославле монументальными памятниками XVI века. Среди сооружений Спасского монастыря центральное место занимает древнейшее здание современного Ярославля — Спасо-Преображенский собор, архитектурная «биография» которого насчитывает семь с половиной веков. Он возведен в 1505-1516 годах.
Подклет собора служил усыпальницей местных князей, а в XVI-XVIII веках — и нетитулованных богатых ярославцев. В его стенах до сих пор сохранились мемориальные доски 1652 и 1740 годов. Северная паперть, заменившая в XVII веке первоначальное открытое гульбище, была в свое время монастырской «книгохранительницей». Как предполагают исследователи, здесь в конце XVIII века находилась рукопись «Слова о полку Игореве». Интерьер собора был расписан в 1563-1564 годах мастерами, имена которых сохранились в «клейме» на северо-западном столпе: «...а подписывали мастера московские Ларион Леонтьев сын, да Третьяк, да Федор Никитины дети, ярославцы Афанасий да Дементий Исидоровы дети».
Фрески Спасо-Преображенского собора предстают как ценнейшие произведения русской монументальной живописи XVI века. К западу от соборной площади монастыря стоит большой корпус трапезной палаты. Трапезная палата была одним из наиболее благоустроенных и богато украшенных зданий своего времени. Зимой она обогревалась теплым воздухом, поступавшим из кухонного очага через отдушины. Еда подавалась из поварни через вертикальные люки в толще стены. Своды, стены, откосы окон палаты были покрытии фресками. В XVI веке это был самый большой и красивый зал в Ярославле, служивший столовой братии этого богатого монастыря. Во время приезда знатных гостей здесь устраивались торжественные приемы. Парадное крыльцо соединяет трапезную палату с настоятельским корпусом. В первом этаже корпуса были хозяйственные подсобные помещения: хлебная, квасоварня, погреба для хранения продуктов; во втором этаже размещались жилые покои настоятеля.
Интереснейшим памятником жилой архитектуры на территории Спасского монастыря является корпус келий ХVII века. Внутристенные лестницы, многочисленные ниши, тщательно продуманная система отопления, окна, освещающие лестницы и сени, — все свидетельствует о большом опыте строителей, знавших и применявших здесь самые рациональные решения планировки жилья.
В 1613 году в монастыре останавливался по дороге в Москву Михаил Романов; отсюда была послана грамота, извещавшая о согласии его венчаться на царство. За заслуги в период Смутного времени Спасский монастырь получил право беспошлинной разработки и перевозки камня и строительного леса. Монастырские власти развернули большое строительство. Наиболее значительными стали работы по перестройке оборонительных сооружений монастыря в 1612-1646 годах, в большей части сохранившихся до наших дней.
С середины ХVI века Ярославль — важный пункт торговых связей централизованного Русского государства со странами Востока (по Волге) и Европы (через Архангельск — единственный в то время русский морской порт). Иноземные купцы имели в городе свое «подворья», откуда направляли товары в Москву, Кострому, Нижний Новгород и дальше — в Персию. Здесь было развито ремесленное производство, которое находило широкий сбыт по всей стране. Волга изобиловала рыбой: огромный доход казне приносила осетровая и белужья икра. По сбору торговых пошлин в 1634 году город занимал третье место в государстве; по количеству дворов и населению находился на втором месте, уступая первенство лишь Москве.
ХVII столетие — поистине золотой век ярославского искусства, вписавшего в историю древнерусской культуры одну из самых ярких ее страниц. В числе основных художественных богатств Ярославля — стенописи его древних храмов. Ни один русский город не имел такого количества прекрасных произведений средневековых монументалистов. Ярославские художники обогатили традиционную христианскую тематику элементами национального быта, отразив в своем творчестве новое мироощущение, близкое и понятное торгово-ремесленному люду. Вышедшие из народной среды, они изображали на фресках жатву, пахоту, пиры, свадьбы, иллюстрировали популярные литературные сюжеты, тем самым показывая жизнь Руси во всем ее многообразии.
В центре древнего посада, там, где находились некогда богатые усадьбы могущественных купеческих династий, сохранился ряд памятников, открывших период расцвета ярославского каменного зодчества.
Поистине жемчужиной древнерусской архитектуры можно назвать церковь Ильи Пророка. Постройка храма начата в 1647 году купцами Скрипиными. Необычайно красив этот простой по формам, строгий и торжественный храм с пятью широко поставленными главами. Его композицию дополняют два белоснежных шатра — на колокольне и приделе Ризположения. Церковь Ильи Пророка славится и своим внутренним убранством. Стены, своды, откосы — все свободное пространство заполнено росписями, которые были выполнены в 1680-1681 годах артелью из пятнадцати мастеров под руководством прославленных художников Гурия Никитина и Силы Савина. Фресковая роспись располагается крупными широкими поясами в четыре яруса. Первый ярус занимают композиции на евангельские сюжеты, во втором ярусе — деяния апостолов, в третьем — житие и чудеса пророка Ильи, в нижнем, в четвертом ярусе — деяния его ученика Елисея. Вход в храм расписан фресками по книге Апокалипса Иоанна Богослова и примечательна роспись четырех коней Апокалипса слева от входа.
Ильинский храм по своим архитектурным формам, настенной живописи, составу икон принадлежит к наиболее выразительным и совершенным художественным ансамблям ХVII столетия, он является одним из наиболее полно и хорошо сохранившихся памятников Ярославля.
Во второй половине ХVII века на правом берегу Волги сложился один из наиболее выдающихся архитектурных памятников — ансамбль в Коровницкой слободе, выделяющийся необычностью композиции и изысканностью силуэта. Ансамбль, состоящий из двух церквей ( теплый храм Владимирской Божьей Матери и холодный храм Иоанна Златоуста), колокольни и святых ворот, формировался на протяжении полувека в результате коллективного творчества нескольких поколений ярославских зодчих.
Церковь Иоанна Предтечи (1671-1687) — вершина ярославского зодчества ХVII века, памятник мирового значения, рекомендованный ЮНЕСКО для показа туристам.
Грандиозная по размерам, фантастическая по силуэту своих пятнадцати глав, церковь ослепляет роскошью и обилием изразцов, кирпичных узоров, росписей. Стенопись Предтеченского храма — настоящая энциклопедия евангельских и библейских сюжетов, не знающая равных в мировом искусстве. Подлинным шедевром ярославских ювелиров-серебряников считается кадило из церкви.
На левом берегу Волги в пределах городской черты расположен уникальный ансамбль Толгского монастыря ( ХVII-ХIХ века). Толгский мужской монастырь — один из древнейших на Руси — был основан в начале ХIV века ростовским епископ Трифоном по случаю явления ему иконы Пресвятой Богородицы. В 1314 году Трифон, объезжая епархию, остановился на ночлег на берегу Волги возле устья несуществующей ныне реки Толги. В полночь он проснулся от яркого света и увидел на противоположном берегу сияние. Через реку к нему тянулся неизвестно откуда взявшийся мост. Перейдя мост, владыка обнаружил, что сияние исходит от образа Богоматери, находившегося в ветвях дерева. На следующий день Трифон и его спутники заложили на этом месте храм. Икона, положившая начало обители, сохранилась доныне, а 19 августа — день ее чудесного обретения — стал торжественным праздником Толгского монастыря. Сейчас это женский монастырь, в нем живет более ста сестер.
Архитектурным центром ансамбля является Введенский собор (1681-1688 годы); к югу от собора сохранилась древнейшая постройка — Крестовоздвиженская церковь с трапезной. Одна из самых интересных построек — Спасская церковь с больничными палатами (1710-е годы) — единственный значительный памятник стиля «московского барокко» во всем ярославском зодчестве. На территории ансамбля Толгского монастыря находится и один из древнейших памятников отечественного садово-паркового искусства — кедровый сад (2-я половина ХVII века).
Против выхода Медведицкого оврага к пойме Которосли горделиво возвышается церковь Николы Рубленый город, сохранившая в своем названии память о месте, где ее возвели в 1695 году. Церковь Николы Рубленый Город — единственная сохранившаяся церковь Ярославского кремля ХVII века. Она строилась на средства судостроителей, чьи верфи располагались здесь же, под обрывом. Скромная по декоративному оформлению, церковь Николы Рубленый Город выделяется среди других храмов Ярославля гармоничностью и изысканностью пропорций.
Двадцать пять лет (1657-1682) ушло на возведение в городе церкви Михаила Архангела, что наложило отпечаток на ее внешний облик, соединивший в себе черты двух периодов развития ярославского зодчества ХVII века. Как и другие ранние ярославские церкви, это четырехстолпный пятиглавый храм на подклете, с северным приделом в идее башни, с тяжелой квадратной ярусной колокольней и шатровым крыльцом. С более поздними культовыми сооружениями этот памятник роднят крупные главы и барабаны, высокие окна, четырехскатное покрытие над мелкими декоративными замерами. Зеленые изразцы на фасадах крыльца — одни из самых древних в Ярославле. В верхней галерее сохранился замечательный перспективный портал с тончайшим кирпичным орнаментом и росписью. Его кованая дверь украшена подсвеченной слюдой в прорезных круглых медальонах. В 1731 году интерьер церкви Михаила Архангела был расписан артелью художников во главе с известным мастером Федором Федоровым в несколько наивной манере, напоминающей народный лубок.
Один из красивейших памятников Ярославля — возведенная в 1672 году церковь Спаса на Городу. К северной стороне этого четырехстолпного пятиглавого храма примыкает небольшой придел с шатровым завершением; с южной располагается другой придел, более длинный и низкий. Невысокая шатровая колокольня на северо-западном углу здания разделяет галереи. Барабаны с главами по своей высоте превосходят основной клуб сооружения. За время существования церковь неоднократно перестраивалась. Стенопись Спасской церкви выполнена за очень короткий срок — с 12 июня по 2 августа 1693 года двадцатью двумя мастерами во главе с Лаврентием Севастьяновым и Федором Федоровым; по своему стилю и тематике она типична для ярославской живописной школы конца ХVII века.
Не меньший интерес представляют и другие ярославские храмы: церковь Богоявления, церковь Дмитрия Солунского, Петропавловская церковь (ХVII век), ансамбль церкви Сретенья (ХIХ век) и др.
Во второй половине ХVII века многие русские города, ставшие губернскими, изменили свой облик — была произведена их перепланировка. Получил свой регулярный план и Ярославль (1778 год). В целостной пространственной композиции учитывались основные архитектурные сооружения города, но в корне менялась его средневековая схема. Был создан новый центр, главенствующее значение в котором приобрели три переходящие друг в друга площади — Ильинская (ныне Советская), Плацпарадная (Демидовский сквер) и Соборная (Стрелка); построены новые жилые и общественные здания в стиле классицизма, благоустроена набережная Волги. С Основанием Петербурга — нового морского порта — Ярославль теряет свое прежнее ведущее значение на главном пути внешней торговли России с Западом, но начинает развиваться как промышленный город.
В ХIХ — начале ХХ века происходит окончательное оформление внешнего облика города. Смешанность различных архитектурных направлений и стилей, которые представлены в Ярославле, позволяет многим искусствоведам называть его «Флоренцией русского севера».
Гордостью города являются его музеи. Главным музеем ярославской области по праву считается историко-архитектурный музей-заповедник. Расположен он на территории бывшего Спасо-Преображенского монастыря. Созданный в 1895 году, музей обладает обширными коллекциями, представляющими огромную историческую и художественную ценность.
В городе много музеев разного профиля:
- Ярославский музей-заповедник и символ города медведица Маша
- Музей «Космос»
- Древлехранилище ЯГУАК
- Мемориальный дом-музей М. Богдановича
- Дом муз
- Музей боевой славы
- Музей истории города Ярославля
- Музей «Музыка и время»
- Музей «Мой любимый Мишка»
- Ярославский художественный музей
- Музей при Ярославском естественно-историческом обществе
- Спасо-Преображенский монастырь
- Фёдоровское Евангелие
- Церковь Богоявления
- Церковь Ильи Пророка
- Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове
- Церковь Николы Надеина
- Музей истории города Ярославля
- Городской выставочный зал им. Н.А. Нужина
- Музей «Литературная жизнь Ярославского края»
- Музей Максима Богдановича (Центр белорусской культуры)
- Мемориальный дом-музей Л.В.Собинова
- В Ярославле поднял занавес первый в России профессиональный общедоступный театр (1750 год). Его основатель — актер, режиссер, художник-декоратор и драматург Федор Григорьевич Волков. Неоднократно перестраивавшееся, современное здание театра было открыто в 1911 году. Архитектор И.А. Спирин.
Здание ярославского драматического театра и по сей день является украшением города. На площади перед театром установлен памятник Федору Волкову (скульптор А.Соловьев).
Ярославль — и сегодня крупный культурный центр России. Улицы, площади и набережные города — своеобразный музей, «экспонаты» которого — прекрасные памятники прошлого. Великолепные архитектурные сооружения оживляют прекрасные видовые перспективы берегов Волги и Которосли, создавая непрерывную цепь зрительно связанных между собой ансамблей.
Город как ценнейший памятник градостроения сохранил здания почти всех стилей русской архитектуры последних пяти столетий, поэтому в июне 2005 года исторический центр Ярославля был внесен в список Мирового культурно-исторического наследия ЮНЕСКО.