Прага

Прага - столица Чешской Республики.

Расположена на берегах реки Влтавы в сорока километрах от её впадения в Лабу.

Главный политический, экономический и культурный центр Чехии. Крупный туристический центр Европы.


Первые исторические сведения о поселениях славян на территории современного города относятся к VI веку. Основание же города Праги относится к концу IX века, когда князь Пршемыслович-Боржевой из славянского племени чехов построил на мысе, возвышающемся над Влтавой, деревянный замок — Пражский Град. Несколько позже, в первой половине X века, на другом берегу Влтавы был построен другой замок — Вышеград. Между этими двумя замками и стал постепенно вырастать город. Здесь начали расселяться торговцы, купцы и ремесленники. 


На месте нынешней Староместской площади находился центр всех поселений — большая Рыночная площадь. Неподалеку от нее был основан княжеский двор Тын, который выполнял функцию таможенного пункта. Вокруг каменных построек в районе площади стали возводить крепостные стены  с тринадцатью башнями, из которых до наших времен дошла лишь одна — Пороховая. И в начале XIII века чешский король Вацлав I превратил купеческую слободу около Тына в отдельный привилегированный Город пражский. Вскоре после этого на том месте, где сейчас расположены Фруктовый рынок, Угольный рынок и Гавелска улица, возникает еще один, город с центральной церковью Св. Гавла. На Гавелской улице можно увидеть арки с ребристыми крестовыми сводами — это все, что осталось от Гавелского города.

За короткий промежуток времени Город пражский и Гавелский город объединяются в одно территориальное целое — Старый город.

До середины XIII века на территории Пражского Града возникли базилика Св. Йиржи (Георгия) с монастырем бенедиктинок, дворец Собеслава и каменные крепостные стены с тремя башнями. В Вышеграде возникает княжеский дворец, а на Петршине — Страговский монастырь. 

Во времена правления следующего чешского короля Пршемысла Отакара II был основан третий город — Малый город пражский. В нем жили поселенцы из Северной Германии.


Превращение бывших купеческих слобод в города сопровождалось активным строительством, особенно церквей. Как раз в этот период была построена готическая Старонова синагога (в настоящее время она является самой старой на территории Европы). 


К концу XIII века Прага стала самым крупным городом на территории Чехии. Король Вацлав II называл ее «столицей королевства, возвысившейся над другими городами».

В 1321 году был основан еще один пражский город Градчаны.

С восхождением на престол Карла IV, который одновременно был императором Священной Римской империи, начинается активное строительство в Праге, и город превращается в одну из красивейших столиц Европы. Рядом со старым дворцом Пршемысловичей Карл воздвиг новый дворец по образцу французских.


Одновременно начинается строительство самого крупного кафедрального собора города — Св. Вита. С этой целью король пригласил молодого архитектора Петера Палежа из немецкой семьи строителей и скульпторов. Палерж оправдал доверие императора и воплотил в камне представление монарха о власти. Собор Св. Вита строился более 600 лет, однако большая часть того, что мы видим сейчас — плод гениальной фантазии немецкого архитектора. 


Кроме того, Карл расширил территорию Праги, объединив и перестроив старые романские поселки на правом берегу Влтавы. Так появился район Новый город. Для украшения Нового города здесь были выстроены ратуша, храм Марии Снежной и др. 


Впоследствии Карл приказывает обнести весь город единой стеной, от которой до нашего времени дошла лишь часть, находящаяся на склоне холма Петршин, так называемая Голодная стена.


К числу бесспорных заслуг Карла нужно отнести и основание первого в Центральной Европе университета, а также утверждение архиепископской кафедры, что повышало статус Праги. 

Именно при Карле был построен на месте смытого наводнением старого Юдитина моста новый мост, получивший свое название в честь короля.


С 1419 по 1437 год Чехия охвачена Гуситскими войнами, которые стали результатом религиозного конфликта гуситов, проповедующих идеи передачи церковного имущества светским властям, и римско-католической церкви. В это время было разрушено множество исторических памятников, а Пражский Град пришел в упадок. 


Строительство в Праге возобновилось к концу XV века. Построена Малостранская мостовая башня, завершено сооружение костела в Тыне, а в 1490 году на Староместской ратуше установлены знаменитые часы-куранты. К этому периоду истории пражского градостроения относится деятельность талантливого архитектора Бенедикта Райта. Вершиной его творчества считается создание на территории Пражского Града Владиславского зала, в котором проводились рыцарские турниры, и примыкающая к нему лестница для всадников, северное и южное крылья Королевского дворца.

    
После трагической гибели молодого короля Людовика, на чешский престол вступает эрцгерцог Габсбургский Фердинанд I. Для Праги это имело положительное значение. Сюда начинают прибывать поселенцы из других европейских стран, в частности из Италии. Именно итальянские мастера начинают строить здания в ренессансном стиле — летний дворец Бельведер и павильон для игры в мяч в Королевском парке, появляется множество новых домов на Малой Стране, территории Чешского Града и Градчанах.


Наконец, во времена правления знаменитого короля-мистика Рудольфа II наступает второй «Золотой век» Праги. Город становится одним из крупнейших центров мировой политики и культуры. При королевском дворе собираются выдающиеся деятели искусства и науки того времени: художники Барломей Спрандер и Ганс фон Аахен, скульпторы Адриан де Врие и Джованни Батиста Квадри, ювелиры Антон Швайнбергер и Ян Вермеен, поэтесса Елизавета Вестония, выдающиеся астрономы Ян Кеплер и Тихо Браге, английский алхимик Эдвард Келли. 


Кроме того, Рудольф II занимался коллекционированием предметов искусства. С этой целью по его распоряжению были отделаны два больших зала в Королевском дворце, Испанский зал и галерея Рудольфа. 


Смерть Рудольфа II в 1612 году положила конец великой эпохе в истории развития Праги. Королевский двор быстро распался, новый король Матиаш перенес столицу империи из Праги в Вену, туда же отправилась большая часть коллекции Рудольфа. 

Вскоре произошло восстание чешской знати, ставшее началом Тридцатилетней войны. Во время нее Прага несколько раз подвергалась захвату и последующему разграблению французскими, прусскими и шведскими войсками. Жизнь в городе надолго затихла.

    
Сразу же после окончания войны чешская знать желала показать, что ничуть не уступает в своем величии австрийской, и начинается оживленное строительство. Возводятся Чернинский дворец в Градчанах, Лобковицкий дворец, дворец Вальдштейнов. 

Во второй половине XVIII века под влиянием Вены в Праге начинает распространяться стиль рококо с его изогнутыми линиями, мягкими тонами, причудливыми изящными украшениями и барельефами. Из средневекового города-крепости Прага превращается в светскую европейскую столицу. На месте оборонительных стен между Старым и Новым городом прокладываются пешеходные улицы, появляется первая набережная вдоль Влтавы (ныне набережная Сметаны), строится второй мост — Цепной.  Вслед за ним возникают другие мосты Праги: мост Франца-Иосифа, замененный в 1949–1951 гг. мостом Швермы, мост Железная лавка, на его месте теперь находится Манесов мост, Железнодорожный мост и мост Палацкого, наконец-то завершено строительство собора Св. Вита.


На Вацлавской площади была пущена первая конка, а по центру расположили большие газовые канделябры с изящными кариатидами.


В то время Чехия находилась под властью Габсбургов и происходила постепенная германизация страны. Вся чешская знать и интеллигенция стала считать разговорным языком немецкий. Подобная ситуация могла привести к тому, что с течением времени чешский язык вовсе перестал существовать, если бы в 1701 году не был построен первый театр. Он назывался Шпорковским и сначала находился на Гибернской улице, а в 1725 году переехал на Поржичи. Все представления в нем проходили на чешском языке. 

В  1918 году распалась Австро-Венгерская Империя, и Прага стала столицей независимой Чехословакии. Пражский град превратился в резиденцию первого президента нового государства Томаша Гарика Масарика. 

В это же время усилились связи между Прагой и Парижем, под влиянием модного тогда стиля ар-нуво возник так называемый пражский сецессион, смесь европейского модерна с национальными мотивами чешского искусства. Лучшим образцом пражского сецессиона является здание Муниципального дома на Площади Республики. 
Чуть позже появляются здания, принадлежащие к конструктивистскому и функционалистскому направлениям. 

 
В середине 1930-х годов было принято решение о строительстве в Праге метрополитена, однако начавшиеся работы были прерваны в связи с немецкой оккупацией и Второй мировой войной.

 
На протяжении 1939–1945 годов Прага оккупирована войсками Нацистской Германии, фактически уничтожена пражская Еврейская община, большая часть евреев была убита, многие репрессированы в концентрационные лагеря. 

Освобождён город от немецких войск 6 мая 1945 года участниками Пражского национального восстания и 9 мая Советские войска вступили в практически очищенную от немецких войск Прагу. К счастью, война не оставила в городе серьёзных разрушений.

После государственного переворота 25 февраля 1948 года коммунистическая партия захватывает власть в Праге.  

Немецкая оккупация Чехии и её последующее освобождение Американской и Красной армией привели к тому, что Прага, в которой в течение многих веков вместе проживали чехи, немцы и евреи, фактически стала моноэтничным городом. Многие видные политические и культурные деятели подверглись репрессиям как от нацистского, так и коммунистического режима и были казнены, брошены в тюрьмы, либо вынуждены эмигрировать. Две наиболее массовые волны эмиграции связаны с приходом коммунистической партии к власти в феврале 1948 года и вторжением войск стран-членов Варшавского договора во главе с СССР в августе 1968 года. Все потери населения привели к тому, что предвоенная численность была восстановлена только к 1960 году.


В 1960 году Прага стала столицей Чехословацкой Социалистической Республики и пробыла таковой до 1993 года, когда после «бархатного развода» Чехословацкой федерации стала столицей Чехии.


Прага стала основным местом событий Пражской весны 1968 года, когда в ответ на попытку секретаря Коммунистической партии Александра Дубчека создать «социализм с человеческим лицом» и была предпринята попытка внутреннего реформирования КПЧ. 

В августе 1968 года войска стран Варшавского договора вводят на территорию Праги танки и «Пражская весна» терпит поражение.

17 ноября 1989 года начинается «бархатная революция», в последующие дни на Вацлавской площади в Праге собираются огромные массы народа. Результатом «бархатной революции» стало свержение коммунистического режима.


1 января 1993 года, после разделения Чехословакии на два независимых государства, Чехию и Словакию, Прага становится столицей Чешской Республики.

В 2000 году Прага объявлена культурной столицей Европы. Исторический центр внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В августе 2002 года Прага сильно пострадала от катастрофического разлива реки Влтавы, в результате которого была затоплена значительная часть города и на несколько месяцев выведен из строя метрополитен.


Дата возникновения:
880 г.
Население:
1324277 чел.
Площадь:
171.5 км2
Телефонный код:
420

Достопримечательности г. Прага

Пражский Град

Пражский Град — крепость в Праге на восточной части длинного утёса, который тянется от Петршинского холма. 

Прага всегда была центром чешских земель, от которого зависела судьба народа. Соответственно, постоянно приходилось прикладывать усилия для её защиты. С этой точки замок господствовал над всей долиной, в которой лежали важнейшие подходы к бродам через Влтаву.

Основана крепость в середине XI века князем всех чехов Борживоем, первым из Пржемысловичей. На другой стороне реки возник Вышеград, на юге Пражский Град соединяется с районом Мала-Страна, на севере ограничен Оленьим рвом.  

Пражский Град представляет собой комплекс зданий, храмов и других построек, выполненных в нескольких архитектурных стилях, располагающихся вокруг трёх главных дворов, площади Святого Георгия, Иржской улицы и собора Святого Вита. Площадь Града, обнесённого крепостной стеной, составляет около 70 000 м².

В 885 году Борживоем была возведена первая каменная церковь Святой Марии, её остатки были обнаружены археологами под первым и вторым двором. До 921 года датируется церковь Святого Георгия, предшественница своего ренессансного аналога. В 930 году князь Вацлав основал ротонду Святого Вита, предшественницу главного собора Пражского Града.

Крепостные стены тогда ещё не появились, территорию защищали только земляные валы, армированные деревянной решётчатой системой, снаружи укреплённые камнями. При князе Собеславе появились первые каменные укрепления, а деревянный господский дворец сменило каменное строение.

В XIV веке Карл IV начал перестройку Града. При своём приезде в Прагу в 1333 году он начал строить готический двухэтажный дворец с тронным залом на месте старого романского дворца, который уничтожил пожар 1303 года. Чуть позже постройка была дополнена Капеллой всех святых. Вся территория Града была вновь укреплена стенами, на двух главных башнях при входе были позолочены крыши, что было вдохновлено библейским Новым Иерусалимом. Большинство работ было произведено под руководством Петра Парлера.

В готический период был возведён собор Святого Вита. При Карле IV Град впервые стал императорской резиденцией. Позднеготический облик Град получил во время правления Владислава Ягеллонского, который затеял обширную перестройку в 1483 году. Работы вёл самый известный архитектор того времени Бенедикт Рид. Он построил Владиславский зал, наездническую лестницу, Людвиково крыло.

После сокрушительного пожара 1541 года строения крепостного комплекса были реконструированы в ренессансном стиле. На территории Града выросли великолепные сады, Летний королевский дворец, новые дворянские замки. 

При Рудольфе II появились императорские конюшни, картинная галерея, Кунсткамера. Реконструкцию Града в барочном стиле инициировала императрица Мария Терезия.

В XVII веке Чехия стала частью монархии Габсбургов, и строительная деятельность утихла. В 1631 и 1648 годах Град был занят вражескими войсками. Большая часть коллекции Рудольфа быда увезена в качестве трофеев в Швецию.

Самым значительным изменением на территории крепости в XVII веке было появление летнего и зимнего манежа, спроектированного архитектором Жаном-Баптистом Матэ в 1694—98 годах.

В XVIII веке значение Праги упало в связи с усилением централизация вокруг Вены. Но именно в это время в Граде были произведены масштабные работы.

В 1753—1775 годах по приказу Марии Терезии Венский архитектор Николо Пакасси занимался перестройкой фасадов по единому образцу и преобразованием Дворца Рожмберков в Институт благородных девиц. Пражский Град получил единый стиль рококо, почти перешедший в форму классицизма, и сохранил этот облик до сих пор.

В 1860-х годах в связи с усилением романтических настроений в Чехии была достроена в пуристическом стиле доминанта Града — собор Святого Вита. Конечно, архитекторы не смогли повторить индивидуальный стиль Петра Парлера. Однако в целом работа считается очень ценной, потому что в ней удалось добиться единства сложной композиции.

С 1920 года крепость является резиденцией президента Чехии, раньше была таковой для чешских королей и императоров Священной Римской империи. Самая большая по площади президентская резиденция в мире, возможно, также самый большой в мире замок.

Сейчас внутри замка Старый королевский дворец с исторической экспозицией Пражского Града и смотровой террасой в Терезианском крыле, Базилика Святого Георгия, знаменитую Золотая улочка, готический собор Святого Вита с гробницами правителей Чехии, Лобковицкий дворец, Картинная галерея, дворец Рожмберков, башня Мигулку с алхимической лабораторией и Музей игрушек в бывшей резиденции бургомистра. С вершины колокольни собора Св. Вита виден весь Старый город. 

Главное «шоу» Пражского Града – смена почетного караула у внешних ворот крепости. Смена почетного караула происходит каждый час, причем настолько точно, что по ней можно сверять часы. Особенно торжественно этот процесс выглядит ровно полдень, под музыку военного оркестра.

Службу несут стражи Президентской гвардии – что-то вроде российского Кремлевского полка. Впервые почетный караул появился здесь в 1918 году для охраны президента Масарика. Во время Второй мировой войны служба гвардейцев была упразднена, ее функции выполняли тогда правительственные войска. В годы социалистического режима он входил в структуру МВД. Сегодня там служит около тысячи солдат. Во время встреч на высшем уровне с участием глав иностранных государств они обеспечивают охрану Града и участвуют в проведении воинских церемоний.

Пражский почетный караул считается одним из самых «модных» в мире: лаконичную и стильную форму для гвардейцев придумал голливудский дизайнер Теодор Пистек. В этой форме воины впервые появились на посту 15 марта 1990 года во время государственного визита федерального президента Германии Рихарда Карла фон Вайцзеккера.

Это своего рода достопримечательность и гордость Пражского Града. Торжественная смена караула ежедневно в 12:00. Стандартная смена каждый час. Летом с 7:00 до 20:00, зимой с 7:00 до 18:00.  Караул стоит у трёх ворот крепости: восточные ворота, около Чёрной башни (если подниматься по старой замковой лестнице), северные ворота (к ним ведёт Пороховой мост «U Prašného mostu» от Королевского сада) и западные ворота, более известные как Ворота титанов ( у Градчанской площади, где и проходит сама полуденная церемония).

Пражский Град  внесён в Список ЮНЕСКО и Книгу рекордов  Гиннеса.

Адрес:
Прага, Градчаны, 119 08 Prague 1
Телефон:
+420 224 373 368
Режим работы:
Комплекс Пражского Града: 6:00 — 22:00
Сайт:
www.hrad.cz

Карлов мост

Карлов мост — средневековый мост в Праге через реку Влтаву, соединяющий исторические районы Мала Страна и Старое Место. 

Длина моста 520 м, ширина — 9,5 м. Мост опирается на 16 мощных арок, облицованных тёсаными блоками из песчаника. 

Каменный мост изначально назывался Пражским, в 1870 году официально переименован в честь основателя Карла IV. Его украшают тридцать скульптур, преимущественно религиозного содержания.

Мост является связующим звеном между Пражским градом и Старым Городом. Через мост вела так называемая «Королевская дорога». Карлов мост не был первым мостом, соединяющим Пражский град и Старый город. Его предшественник, Юдифин мост, был почти полностью разрушен наводнением 1342 года.

Юдитин мост был построен и закончен в 1172 году, во времена Владислава II и его жены, королевы Ютты Тюрингской. Им пользовались ещё в начале правления Карла IV, но уже тогда из-за торгового, общественного и строительного подъёма появилась необходимость в более современных конструкциях. Остатки одной из его арок после наводнения находятся в подвале дома на улице Лужицкой семинарии, 82 (Мала Страна), а так же в основании пилона, на котором стоит Староместская башня.

Новый мост был задуман Карлом IV. Построили его почти на том же месте, что и Юдитин. Строительство продолжалось с 1357 года до начала XV века. Оно было поручено Петру Парлержу. Мостовую башню на староместском берегу построили зодчие из мастерской Петра Парлержа около 1380 года.

С этим мостом связано много легенд и преданий.

По одной, первый камень заложил Карл IV 9.7.1357 в 5:31 утра. Эта дата и время были выбраны по рекомендации астрологов. Если записать числа следующим способом: 1 3 5 7 (год) 9 (день) 7 (месяц) 5 (час) 3 1 (минуты), то мы получим сначала восходящий, а потом нисходящий ряд нечётных чисел (палиндром). В те времена очень большое значение придавали магическим цифрам. Заложенный в такой момент мост должен был выстоять столетия.

По другой, в соединяющий камни раствор добавили яйца, вино и молоко. В Праге этих продуктов было мало, поэтому собирали их по всему чешскому королевству. Жители Велвар так боялись, что яйца разобьются в дороге, что решили их предварительно сварить. А жители города Угношть прислали не только молоко, но даже сыр и творог. Так Карлов мост стал единственным мостом в мире, в строительстве которого использовали камни, яйца, молоко, сыр, творог и вино.

Благодаря этому мосту Прага повысила свой престиж и стала значимой остановкой на европейских торговых путях.

По преданию, именно с Карлова моста был сброшен в мешке почитаемый в Чехии святой Ян Непомуцкий. Его сбросили с моста за то, что он против воли короля Вацлава IV назначил нового аббата или отказался раскрыть тайну исповеди его жены. В том самом месте, где тело святого погрузилось во Влтаву, над водой якобы видели свечение в виде 5 звёзд; с тех пор Ян Непомуцкий изображается с пятью звёздами над головой. Место, возле которого Яна сбрасывали через перила, можно увидеть по правую руку на пути в сторону Мала Страны, это место отмечено вмурованным в перила моста крестом и двумя медными гвоздями неподалёку от креста. Статуя святого Яна Непомуцкого установлена в 1683 году. Она расположена между 9 и 10 опорами. 

Недавно открылась новая тайна: когда аквалангисты исследовали под водой девятую основу моста, то нашли между мельничными камнями и основанием из гравия новый слой. Он состоял из сжатого мха, который не растет под водой. Находка подтвердила, что еще в XIV веке этот мох собрали в пихтовом лесу и специально уложили между гравием и мельничными камнями. Возможно, мох служил для того, чтобы распределить вес моста. Также его могли использовать как набивочную массу для заполнения щелей или вложить в мост в магических целях.

Катастрофическое наводнение, случившееся в Праге 2-5 сентября 1890 года, серьёзно повредило Карлов мост. Большое количество брёвен и другого плавучего мусора, смытого наводнением выше по течению, застряло в пролётах моста, образовав естественную плотину. От огромного давления три пролёта и две опоры моста обрушились. Восстановительные работы длились два года, мост был вновь открыт 19 ноября 1892 года.

До 1908 года по Карловому мосту проходила конка. В 1905 году она была электрифицирована, после чего по ней проходил трамвай с нижним токосъёмом.  В 1908 году трамвайное движение по Карлову мосту окончательно запретили из опасений, что тяжелые трамваи разрушат его. Машины ездили по мосту до 1965 года.

Из всех 30 скульптур на Карловом мосту только статуя Яна Непомуцкого вылита из бронзы, а статуя святого Филиппа Бенитиуса сделана из мрамора. Остальные скульптуры были созданы из камня. 
Одно из поверий гласит, что если дотронуться рукой до любой скульптуры на Карловом мосту и загадать желание, оно сбудется. Если влюбленные загадают желание и поцелуются на мосту, оно тоже исполнится.

Адрес:
Karlův most, 110 00 Praha 1, река Влтава между Карловой и Мостовой улицами.

Староместская площадь

Староместская площадь — старинная площадь Праги, расположенная в историческом центре города Старе Место, окружена городскими домами с фасадами различных архитектурных стилей: готического, ренессанса, барокко, рококо. 

Её площадь составляет около 15 тыс. м². 

В XII веке площадь была большим рынком, стоящим на перекрёстке европейских торговых путей. В XIII веке площадь стала называться Старым рынком, а с XIV века — Староместский Рынок. В XVIII веке площадь называлась и Староместский плац, и Большая Староместская площадь, и Большая площадь. Лишь в 1895 году площадь получила сегодняшнее название, а жители Праги именуют ее коротко – Старомак.

По площади проходили королевские коронационные процессии, следующие в Пражский Град.  

В 1422 здесь произошли столкновения, вызванные казнью вождя пражских малоимущих Яна Желивского, в 1437 году здесь был казнён последний гуситский гетман Ян Рогач со своими приближенными.

21 июня 1621 года на Староместской площади приняли смерть 27 участников Ставовского сопротивления против династии Габсбургов. В их честь на тротуаре около главной ратуши, поместили 27 крестов, с символами меча и шипастой короны.

В XIV веке на площади была построена городская ратуша. Основали здание в 1338 году на месте купеческого особняка, достраивали до 1848 года. 56-метровую башню возвели в 1364 году, вскоре пристроили готическую капеллу.

А в 1410 году на ратуше были установлены астрономические часы, Пражские куранты Орлой, созданные профессором Яном Шинделом и мастером Микулашем. Движущиеся фигурки появились на Орлое в XVII веке. 

С 1365 года рядом с площадью стал строиться Тынский храм. 

В 1591 году в северной части площади был построен фонтан Кроцинова Кашна.

В 1650 году, в честь освобождения Праги от шведов, здесь был поставлен Марианский столб как символ австрийско-габсбургского угнетения, который простоял до 1918 года. На месте столба сегодня находится мемориальная табличка, а на брусчатке посреди площади находится полуденная отметка — место, куда падала тень от Марианского столба в полдень солнечного дня. От этой точки в прошлом шёл отсчёт Пражского времени. 

В 1755-1765 гг. по проекту Килиана Динценхофера под руководством архитектора Ансельмо Лураго на месте 3-х домов был построен дворец для графа Яна Гольца с розово-белым фасадом. Отличительной чертой дворца является тот факт, что он не стоит в одной линии с другими строениями Староместской площади, выдается на несколько метров вперед. После смерти графа в 1768 году дворец купил Степан Кинский.
Род Кинских владел им до 1945 года.

Дворец Кински – яркий пример стиля рококо в Праге. Он внесен в Список национальных памятников культуры Чешской Республики. Сегодня здание используется как выставочный зал Национальной галереи.

Очень известен «Дом у каменного колокола» стоящий рядом с дворцом Кинских как самое старое здание из сохранившихся на площади. Современное название дому дал колокол, висящий на фронтальном углу.

В конце XIX века площадь расширяется за счёт снесённых строений. 

Дом «У минуты», типичный пример чешской мещанской архитектуры времен ренессанса, первоначально был построен в силе готики, но в XVI веке фасад декорировали в технике двухцветного сграффито. В 1889-1896годах в этом доме жил Кранц Кафка с родителями.

Церковь св. Микулаша возведена на месте более старого храма XIII столетия. В стиле барокко храм перестроен К.И. Динценхофером. Внутри установлена огромная люстра в форме российской монаршей короны, подаренная Александром II.

Дом № 605 — все, что сохранилось от древнего королевского дворца. В котором жила Элишка Пржемысловна (1292—1330), мать императора Карла IV.

В 1915 году был установлен памятник национальному герою Чехии Яну Гусу. 

В 60-х годах XX века площадь стала пешеходной зоной.

Адрес:
Прага 1, район Старе-Место.

Кафедральный собор св. Вита

Собор Святого Вита, Святого Вацлава и святого Войтеха — шедевр готической архитектуры и символ Праги.Мистически-прекрасный, загадочный и геометрически совершенный готический католический собор в Пражском Граде, местопребывание архиепископа Пражского, является художественной и национально-исторической святыней Чехии.

Длина собора 124 метра, высота Большой южной башни 96,5 метра. На западной стороне возвышаются две 82-метровые неоготические каменные башни с 10-метровым круглым окном в виде розетты между ними. Три портала кафедрального собора богато украшены скульптурами, каменными и бронзовыми рельефами.

Согласно легенде, в 925 году воевода Богемии и горячий проповедник христианства святой Вацлав основал эту церковь. От восточнофранкского (германского) короля Генриха I он получил в дар фрагменты мощей почитаемого в Европе святого Вита, погибшего за веру мученика, исцеляющего болезни.

В XI веке во время правления князя Спытигнева II (1060) на ее месте была возведена базилика, которая должна была служить Пржемысловичам в качестве коронационного костёла и места погребения.

После преображения епархии в архиепископство, по инициативе короля Богемии Карла IV было решено построить на месте прежней базилики большой готический собор для проведения богослужений, коронаций и погребения правящих особ и архиепископов.

Строительство собора началось 21 ноября 1344 года. Покровителями собора были архиепископ Арношт из Пардубиц и король Чехии Карл Люксембургский. 

Первым архитектором стал француз Маттиас из Арраса, приглашённый в Прагу из папского дворца в Авиньоне. Маттиас составил общий план строения., однако после его смерти в 1352 году, строительство продолжил Петер Парлерж, молодой 23-летний архитектор из германского городка Швебиш Гмюнд.Затем, по его кончине в 1399 году, собор достраивали его сыновья Вензел и Ян. А их, в свою очередь, сменил Мастер Петрилк. Начавшиеся в 1419 в Чехии гуситские войны надолго приостановили работы. 

Во второй половине XV векакороль Владислав Ягеллон поручил закончить строительство великому архитектору Бенедикту Рейту, но процесс почти сразу остановился из-за недостатка средств.

В 1490 году при правителе Владиславе Ягеллоне возведение церкви возобновилось архитектором Бенедиктом Рейтом, а через 20 лет вновь угасло из-за нехватки средств на столь пышное строительство. Однако богослужения в соборе не прекращались, и даже будучи недостроенным он никогда не пустовал.

В 1844 году Ворцлав Песина и архитектор Йозеф Краннер представили программу окончания строительства великого собора. В 1873 году, после смерти Краннера, архитектор Йосеф Моцкер закончил реконструкцию. Ему удалось добиться единства сложной композиции.

Собор торжественно проявляется в панорамных видах на Прагу.

После смерти Моцкера последним архитектором стал Камил Гильберт.

В 1920 году скульптор Войтек Сушарда и Альфонс Муха, декорировали новые окна в северной части. Окно-розу украшал Франтишек Кисела, в 1925-27 годах. На нём были изображены различные библейские истории.Наконец, в 1929 году, после 585 лет строительства, собор Святого Вита был закончен.

Все статуи из горного песчаника были сделаны в 1903 году в соответствии с моделями скульпторов Франтишка Хергесела, Йосефа Калводы и Ченька Восмика — на северо-западной башне и Яна Кастнера, Эмила Халмана и Штепана Залесака — на юго-западной башне. Через год на северо- западной башне появилась статуя Ангела-Благовестителя, а на юго-западной башне — статуя Ангела-музыканта, обе статуи горного песчаника авторства скульптора Штепана Залесака. 

С запада возвышаются две башни 82-метровой высоты. Однако собор, согласно средневековым готическим представлениям о присутствии в храме «мировой души», связующей Бога и человека, создает впечатление гармонизирующего и легкого устремления в небо. Такой эффект достигается за счет четко выверенных пропорций и ажурной кружевной резьбы, покрывающей его каменные стены.

На одной из башен – характерная фигурка петуха, который символизирует благовестие и по легенде считается «спутником» святого Вита.

Между ними находится богато украшенный щит с 15-метровым высоким стрельчатым окном с круглой розой, спроектированной Камилом Гильбертом. Отдельно роза имеет диаметр 10,4 м. Откос и ажурное декорирование вокруг окна выполнены из песчаника. Витраж на тему «Сотворение мира» изготовлен в 1926-1928 годах по проекту Франтишека Киселы. На верхних краях розы стоят в табернатах статуи Святого Кирилла Александрийского (слева) и Святого Бенедикта (справа). Все статуи из горного песчаника были сделаны в 1903 году.

На южной стороне выходит во двор Святовацлавская церковь и южный вход с Золотыми воротами, названными в честь золотого фона мозаики «Последнего суда». 

На мозаике «Последний суд» 1370-1372 годов изображен Страшный суд над людьми в Судный день. Она разделена на 3 части. В середине изображен Иисус как судья, окруженный ангелами. Под ними изображены шесть чешских патронов, и четвёртая жена Карла IV Елизавета Померанская. В верхушках обоих боковых частей находятся фигуры Девы Марии и Св. Иоанн Крестителя, которые высказываются за людей. В нижней части мертвые встают из гробов. В правой части группа грешников, которые влекут за собой вниз дьяволы синего цвета и эту группу с другой стороны удерживает меч Архангела Михаила.

К южной части фасада прилегает башня, которая выполнена готической в нижней части. На высоте 55 м, где башня должна переходить в восьмиугольный план, следует галерея-ренессанс и крыша в форме луковицы в стиле барокко. В нижней части башни находится каменная мемориальная доска 1394 года, которая описывает средневековые здания.

В собор можно пройти через западные ворота. Три входных портала украшены барельефами. На центральном изображены сцены строительства храма – от создания первоначального проекта до торжественного вноса мощей святых.

На левом портале — чудесные деяния и истории из жизни святого Вацлава, на правом – святого Войтеха.

На фасаде много фигур и изображений злобных химер и горгулий, которые по замыслу должны отпугивать злых духов, однако в реальности служат надежными водостоками.

С южной стороны перед входом в башню находятся «Золотые ворота». В древности здесь был главный торжественный вход в храм для представителей высшего сословия.
Это тройная готическая арка, которую покрывает выложенная из позолоченного стекла мозаика, изображающая сцены из Страшного суда. На них шесть святых покровителей Чехии умоляют Христа помиловать души грешных. Шедевр создан из миллиона фрагментов венецианского стекла более чем 30 оттенков. Мозаика придает порталу характерное золотистое сияние.

Интересно, что на решетках перед этими воротами изображены ремесла, подходящие для каждого знака Зодиака. Это неожиданно с учетом того, что по церковным понятиям астрология абсолютная лженаука. А в нише этих ворот еще одна загадка: мозаичное распятие, выполненное по канонам православия. На это указывают четыре гвоздя, которыми Спаситель был прибит к кресту, католики же считают, что их было три. 

Восхитительные витражи преобразуют и преломляют свет, и в соборе всегда «живет» сияние солнца. Витражи изображают картины из Священной истории, повествуют о сотворении мира и жизни святых.

Очень красивы капеллы, изолированные боковые часовни для семейной молитвы представителей самых богатых и знатных родов средневековой Чехии. Здесь покоятся останки членов этих фамилий, мощи святых, архиепископов и епископов. 

Каждая из 23-х капелл – это и сокровищница, и произведение искусства, и каждая имеет свою историю. Особенно впечатляет капелла святого Яна Непомуцкого, священника и мученика. Надгробие выполнено из двух тонн серебра, а местами имеет платиновое и золотое покрытие.

Капелла Св. Вацлава построена над изначальной могилой Св. Вацлава. Ротонда Св. Вита была построена Вацлавом около 929 года и после смерти тело Вацлава перенесли в ротонду примерно в 938 году. С капеллы над местом упокоения Вацлава создали наиболее важное место собора и включили его в коронационную процедуру. Святовацлавская корона должна была находиться на голове Св. Вацлава, и для хранения драгоценностей здесь построили отдельную комнату. В 1541 году во время пожара была уничтожена значительная часть гроба.

Перед главным алтарем находится королевская усыпальница. Здесь покоятся останки чешских королей и членов их семей.
Над ней балкон королевской капеллы, в которой монархи их семьи молились. С него четко видно лица усопших монархов, высеченные в мраморных плитах саркофага. Балкон отделан красивой лепниной в виде переплетенных ветвей.
Колонна молельни украшена фигурками рудокопов, добывавших на Кутной горе серебро, – королевская дань уважения тем, чей труд позволил финансировать строительство церкви.

В библиотеке собора хранятся рукописи, датированные средними веками. Гордость книгохранилища – старинное Евангелие XI века.

Отдельного внимания заслуживает отделанный в стиле рококо орган, который считается одним из самых красивых в Европе. 

298 ступеней узкой винтовой лестницы ведут на вершину южной башни-колокольни. Долгий подъем призван напомнить каждому о трудном жизненном пути по дороге к истинному свету.

За золочеными решетками находятся соборные колокола. Самый большой из них, «Зигмунд», весит почти восемнадцать тонн и создан в 1549 году. Колокола были отлиты взамен уничтоженных пожаром 1541 года.Весьма примечательны и часы на южной башне. У них одна стрелка и два циферблата, один из которых показывает часы, а второй минуты.

В 1950 году власти Чехословакии изъяли здание собора. После падения коммунистического режима католическая церковь пыталась вернуть себе собор, но в 2009 году суд отказал ей в этом, подтвердив, что собор является собственностью государства.

В соборе погребены чешские короли и архиепископы Праги, там же хранятся коронационные регалии средневековой Чехии.

Входить в него можно бесплатно, однако для осмотра башен, часовен и внутренних помещений потребуется наличие билета.

Адрес:
Hrad III. nádvoří, 119 00 Praha.
Телефон:
+420 224 372 423
Режим работы:
ежедневно, кроме воскресенья, с 9.00 до 17.00
Сайт:
www.katedralasvatehovita.cz

Вышеград

Вышеград — древняя крепость и исторический район Праги на высокой скале над Влтавой в 3 км к югу от исторического центра города. В переводе с чешского языка Вышеград означает «Высокий замок».

Внутри него находятся новоготический храм Святых Петра и Павла, остатки древнейшей романской базилики, романская ротонда Святого Мартина и Вышеградское кладбище, место погребения знаменитых деятелей Чехии.

Согласно чешской легенде, в X веке на это место пришли славянские племена в поисках места для своего поселения. Вождь племен по имени Крок имел трех дочерей, и младшая дочь, мудрая Либуше, была провидицей. Ей приснился сон, что в лесах следует отыскать человека, который делает порог для своего дома, и в этом месте основать новый город.
Именно на Петршинском холме княжна Либуше предсказала расцвет и мировую славу чешской столице Праге, по-чешски «праг» означает порог.

При чешском правителе Вратиславе II из рода Пржемысловичей В 1070 году для Вышеграда настал период расцвета, был основан самостоятельный вышеградский капитул (совет, состоящий при епископе), не зависящий от пражского епископства. Вышеградский капитул подчинялся непосредственно папе римскому, а не пражскому епископу. В связи с коронацией Вратислава I появился так называемый Вышеградский кодекс.

В это время были заложены капитульный храм Св. Петра и Павла в виде базилики, ротонда Святого Мартина. 

Костёл Св. Петра и Павла предназначался для самостоятельного королевский капитула и в том числе для погребения в нём короля Вратислава II и членов королевской семьи. 
В 1129 году храм был существенно расширен. В 1249 году случился пожар, после которого костёл в основном утратил свой романский облик и был восстановлен в виде базилики.
В 1295 году к базилике был пристроен нартекс, вероятно, с западной стороны, остатки которого были полностью снесены в 1888 году.
Последней перестройкой храма стала начатая в 1885 году реконструкция в неоготическом стиле. 25 марта 2003 года папа Римский Иоанн Павел II наделил капитульный храм Святых Петра и Павла титулом малой базилики.

Во время Тридцатилетней войны ротонда Святого Мартина была использована под хранилище пороха; несколько раз находилась под угрозой сноса. Пушечное ядро, которое выпирает из стены справа от окна на фасаде, напоминает о прусской осаде 1757 г. Сейчас ротонда используется Вышеградским капитулом.

В Вышеграде чеканилась чешская монета. К концу XI века строительство укреплений было закончено. 

Следующие чешские князья также жили на Вышеграде, а в середине XII века Владислав II перенёс свою резиденцию на Пражский град. Светская слава Вышеграда затихла, и он стал церковным объектом.

30 июля 1119 года по Вышеграду пронёсся мощный смерч, убивший не меньше 900 человек и разрушивший большую часть Вышеграда, в том числе и дворец чешского князя. 

В XIV веке Карл IV, по отцу из рода Люксембург, по матери из рода Пршемысловичей, решил, что Прага станет резиденцией императоров Священной Римской империи. До этого императоры не имели постоянной резиденции. 

В 1348 году Карл IV издал указ о заложении Нове-Места. Построил новый готический дворец с башней Некланкой, полностью перестроил церковь св. Петра и Павла, каменный водопровод и даже школу. Здесь поселилось много церковных сановников. 

Он настолько чтил Вышеград, что постановил отсюда начинать коронационную процессию чешских королей и продолжать далее по Нове-Месту, Старе-Месту и Мала-Стране, ведя в Пражский Град.
В «Коронационном кодексе чешских королей» Карл IV определил, что каждый правитель накануне своей коронации должен поклониться в Вышеграде их общему предку Пржемыслу-Пахарю, основателю династии Пржемысловичей.
Здесь хранились принадлежавшие Пахарю сума и лыковые башмаки — символы королевского рода. Таким образом, короли из династии Люксембургов должны были помнить о простом происхождении их далекого предка.

Карл IV возвел новые крепостные укрепления, соединив их и построенныи им Нове-Местом. По его указанию главный подход к Праге с юга теперь вел через Вышеград. 

После смерти Карла IV строительство в Вышеграде почти прекратилось. Бывалой славы он уже не обретет никогда. В дальнейшем Вышеград развивается скорее как военная крепость, чем город. 

В сентябре 1419 года, в период гуситского движения, вышеградский гарнизон открыл ворота и позволил процессии, возвращавшейся в Прагу, пройти по территории крепости. Но гуситская Прага видела угрозу в укреплённом Вышеграде. Поэтому 25 октября взбунтовавшийся пражский люд овладел Вышеградом. Пришлось уйти придворным, среди которых был Ян Жижка из Троцнова. Остались священники и стража.

3 ноября 1419 года пражское поселение и вдовствующая королева Жофия заключили перемирие, и Вышеград вернулся во власть королевской семьи. На Вышеграде поселился королевский чиновник Вацлав из Дубы, он привел новый военный гарнизон. Он был верен королеве Жофии и новому королю Зикмунду, предоставлял убежище сбежавшим из Праги католикам.

Однако Вышеград по-прежнему оставался угрозой для пражан. Нове Место не было отделено от него крепостной стеной, и в апреле 1420 года пражане выкопали ров от реки до монастыря св. Катержины. 

17 апреля новоместские снова попытались напасть на Вышеград, но безуспешно. Солдаты вышеградского гарнизона на следующий день сожгли Крч, Михле и другие деревни, потом уничтожили упомянутый ров.

Захватить Вышеград было невозможно, а уморить его голодом пражанам удалось. 
15 сентября 1420 года начали рыть ров со стороны Панкраца около костела св. Панкраца, и через несколько дней единственный свободный путь к Вышеграду был перекрыт.
Началась осада и голод.
В 9 часов утра 1 ноября вышеградский гарнизон покинул крепость.
С войском ушли и все священники, в опустевшую крепость вошел возбужденный народ, который яростно уничтожал все: королевский дворец, дома и, конечно, ненавистный католический капитульный костёл. При этом частично снесли и засыпали крипты Пршемыслов. Ротонда св. Мартина на удивление пережила это буйство.
Это был конец княжеской и королевской славы Вышеграда.

В 1448 году Иржи из Подебрад завоевал Прагу. Став чешским королём, призвал бедных ремесленников к заселению Вышеграда. Он стал обычным средневековым городком.
Здесь почти 150 лет жили мещане, виноградари, ремесленники и земледельцы. Возродилась церковная жизнь.

В XVII веке Вышеград был отстроен в форме барочной крепости с мощными кирпичными стенами.

В 1838 году Карел Хотек (1783-1868), будучи главой чешского земского управления,  издал приказ о соблюдении чистоты на пражских улицах.

В 1835 году он выступил с инициативой устройства общественных туалетов. 

В 1841 году по его инициативе через Вышеград построили Таборскую дорогу. Она проходила от Леопольдовых к новым Цигельным воротам и далее к Новому Месту, значительно сокращая и облегчая проезд повозок от г.Бенешов к Праге. 

В 1866 году крепость была закрыта. После закрытия старинное кладбище вышеградского капитула по инициативе патриотически настроенных Вацлава Штульца и Микулаша Карлаха было превращено в Национальное кладбище — место погребения выдающихся представителей чешского народа.

Здесь находятся могилы более чем 600 известных деятелей национальной культуры, в том числе писателя Карела Чапека и его жены, актрисы и писательницы Ольги Шайнпфлуговой, композиторов Антонина Дворжака и Бедржиха Сметаны. 

Художественно оформленные надгробия образуют галерею мемориальной скульптуры. Частью кладбища является также мавзолей Славин, построенный в 1893г. В нем погребено более 50 выдающихся личностей.

Кладбище представляет собой гармоничное художественное целое, знаменательный национальный памятник древней и современной чешской истории.

В 1884 г. Вышеград был присоединен к Праге и с тех пор является одним из её административных районов, а в 1962 году обрел статус национального культурного памятника.

Адрес:
V Pevnosti 159/5b, 128 00 Praha 2-Vyšehrad
Телефон:
+420 241 410 348
Режим работы:
Сам Вышеград открыт всегда, большинство экспозиций доступно с 9.30 утра и до 18.00 часов. Базилика Св Петра и Павла открыта с 10.00 до 18.00 часов, в зимний период — с 10.00 до 17.00 часов.
Сайт:
www.praha-vysehrad.cz

Вацлавская площадь

Вацлавская площадь, площадь святого Вацлава, одна из самых знаменитых и больших городских площадей в мире, главный центр Нового Места в Праге. 

С 1848 года площадь носит имя св. Вацлава, небесного покровителя страны, а в Средневековье там проводились лошадиные ярмарки и она называлась Конским рынком. 

Торговый и деловой центр Праги, где находятся шесть десятков зданий крупных отелей, магазинов и кафе, скорее напоминает широкий бульвар.
Это сильно вытянутый четырёхугольник длиной 750 м, шириной 63 м в верхней и 48 м в нижней части, общей площадью 45 тыс. м², идущий под гору с северо-запада на юго-восток.

Вацлавская площадь появилась в 1348, когда Карл IV основал Нове Место, а полностью архитектурный ансамбль сложился в XIX—XX веках.

Характерной особенностью зданий Вацлавака является то, что практически все они имеют «пассажи» (проходные дворы), соединяющие их с другими улицами (иногда несколькими).

Северо-западным концом площадь граничит со Старым Местом.

Основными достопримечательностями площади являются Главное здание Национального музея и отель «Европа».

В юго-восточном конце площади расположено здание Национального музея, возведенное в Праге в 1890 году и, за исключением реставрации после 1968 года, не претерпевшее каких-то значительных изменений.
В музее размещены Пантеон, собрание бюстов великих людей Чехии, коллекции Музея естествознания и истории, а так же библиотека, включающая 1,3 млн книг и 8 тысяч рукописей.
На наружной парадной лестнице главного входа находятся скульптурные аллегории, олицетворяющие Чехию, её реки и горы Крконоше.

Перед Национальным музеем стоит один из интересных памятников Праги – памятник Святому Вацлаву.

Первая версия памятника стояла на этом месте еще в 1680 году. Тот памятник, который можно увидеть сейчас, был установлен уже в 1912 году.
Именно перед ним сжег себя Ян Палах, на этом же месте несколько дней спустя такой же акт самосожжения совершил другой студент Ян Зайиц, в знак протеста против оккупации Чехословакии войсками Советского Союза и других стран Варшавского договора.

Вокруг основания памятника стоят другие чешские святые: святая Людмила, святая Агнесса Чешская, святой Прокопий Сазавский и Адальберт Пражский. Надпись на постаменте гласит: Святой Вацлав, герцог земли Чешской, государь наш, не дай погибнуть ни нам, ни детям нашим

Площадь назвали в честь князя Вацлава, любимца всех чехов.
В X веке он правил страной и при этом являлся примером для своих подданных, когда речь касалась религии. 
Вацлав был сыном князя Вратислава I и язычницы Драгомиры. В 13 лет оставшись без отца, он был воспитан в христианской вере своей бабушкой, матерью отца, святой Людмилой, которая была ученицей святого Мефодия. Мать Вацлава Драгомира была очень недовольна влиянием свекрови на сына и Людмиле пришлось удалиться в крепость, где она и была убита. 
Став князем, Вацлав ревностно вводил христианство в Чехии. В Праге он построил церковь во имя святого Вита.
Младший брат Болеслав был воспитан матерью в язычестве. Желая захватить престол, он коварно убил Вацлава прямо у входа в церковь, по иной версии во время пира. 
Вацлав пользовался большой любовью своего народа, и после смерти он был похоронен в соборе Святого Вита, канонизирован церковью и стал покровителем Чехии. 
Его останки, шлем, меч и панцирь почитаются как святыня.
Дата гибели св. Вацлава отмечается в Чехии как День чешской государственности.

В 1865 году на площади появилось газовое освещение, а в центре были поставлены массивные газовые фонари-канделябры. 
В 1884 по площади был пущен первый маршрут конки. 

10 апреля 1895 на Вацлаваке появилось электрическое освещение, а в 1900-м электрический трамвай. Одновременно центральная часть площади была освобождена, канделябры заменены на новые столбы со светильниками. В середине 1890-х годов пражским садоводом Франтишеком Томайером на площади были посажены в два ряда липы. Сейчас на площади 150 деревьев.

Самым памятным событием в истории площади сами чехи называют провозглашение на этом месте независимости чешских и словакских земель от империи Австро-Венгрии в 1918 году.

Здесь же было провозглашено о победе партии коммунистов. В 16 часов 25 февраля 1948, после Февральского переворота и прихода к власти Коммунистической партии Чехословакии, на Вацлавской площади Клемент Готвальд провозгласил установление власти трудящихся.

Вторым громким событием XX века стала Пражская весна — в столицу, на площадь Вацлава, была введена военная техника Советов. 

Последним громким политическим событием на площади стала Бархатная революция, когда мирное гражданское восстание добилось прекращения социалистического режима в стране.

При немецкой оккупации (1939—1945) площадь использовалась для массовых демонстраций и в 1942 устроена массовая присяга на верность рейху.
Во время Пражского восстания в 1945 было разрушено несколько зданий. После победы на площади было провозглашено окончание войны, а также национализация тяжёлой промышленности и банков.

В дальнейшем в социалистической Чехословакии на площади устраивались торжественные митинги.

В 1950-е годы на месте уничтоженных строений были возведены универмаги «Дом пищи», «Дом моды» и другие здания в «неоклассическом» «большом стиле».

В 1966—1968 годах под площадью появился первый подземный переход.

В наше время на Вацлавской площади сосредоточены гостиницы, конторы, розничные магазины, дома моды, пункты обмена валют и многочисленные, в ряд один за другим вдоль площади, киоски быстрого питания с колбасками.
В центре находится кафе «Красный трамвай», оформленное в виде трамвая. 
Активна «ночная жизнь», с наступлением сумерек оживляется и криминальная деятельность.

Танцующий дом

Танцующий дом  — здание в Праге в стиле деконструктивизма, расположен в районе Прага 2, на углу Рессловой улицы и набережной.

Был построен на месте разрушенного в ходе бомбардировки Праги американской авиацией здания, построенного в стиле неоклассицизма в конце XIX века, как две цилиндрические башни, нормальная и деструктивная.

Танцующий дом в шутку называется «Джинджер и Фред» и является архитектурной метафорой в честь пары Джинджер Роджерс и Фред Астер, составляляющих звездную танцевальную пару в 10 кинолентах в период с 1933 по 1949 годы. 

Одна из двух цилиндрических частей, та, что расширяется кверху, символизирует мужскую фигуру (Фред), а вторая часть здания визуально напоминает женскую фигуру с тонкой талией и развевающейся в танце юбкой (Джинджер). 

Необычный дизайн контрастирует и выделяется среди построек конца 19-ого начала 20-ого  веков. 

Идея строительства нового здания на месте руин, портивших лицо города вплоть до 1960-х, принадлежит Вацлаву Гавелу, бывшему президенту Чехии, который на протяжении многих лет проживал по соседству.

Авторы проекта — хорватский архитектор Владо Милунич и канадский архитектор Фрэнк Гери. 

Уже в первых набросках Милунич запланировал, чтобы здание немного нависало над перекрёстком, что должно было символизировать медленное движение чехословацкого общества и рост гражданского самосознания в борьбе против тоталитарного режима. Для этого задняя часть дома выполнена в статическом состоянии, а передняя — в динамике, олицетворяя движение вперёд.

Конструкция сооружения базируется на железобетонной плите, которую поддерживают буронабивные сваи. На плите закреплены 99 фасадных панелей. На крыше 9-этажного Фреда установлена куполообразная конструкция из нержавеющей стали в виде Головы медузы.

Большинство комнат в этом здании являются несимметричными, а стены — наклонными.

Строительство велось с 1994 по 1996 годы и курировал его лично Вацлав Гавел.

Здание представляет собой офисный центр, в котором располагаются несколько международных компаний, художественная галерея и гостиница. На крыше находится ресторан с видом на Прагу «Ginger & Fred». 

В середине 2016 года в здании открылся четырёхзвёздочный отель Dancing House Hotel с 21 номером.

Адрес:
Прага, район Нове Место, Rašínovo nábřeží 80 / Jiráskovo náměstí 6
Телефон:
+420 605 083 611
Сайт:
tancici-dum.cz

Национальный театр

Национальный театр в Праге — крупнейший в Чехии оперный и драматический театр, символ чешского возрождения, возведенный на народные пожертвования и ознаменовавший начало развития чешского драматического и музыкального искусства. 

Здание в стилистике неоренессанса расположено на набережной реки Влтавы, украшая город своей красой и величием.

Было выбрано место, с которого открывается чудесный вид на Пражский Град.

Здесь играют свои партии лучшие чешские актеры, а премьеры посещают самые влиятельные люди страны. 

В середине 19 века исторические области современной Чехии входили в состав Австрийской империи, национальным языком был немецкий. Возможности ставить спектакли на родном языке у чехов не было, театры принадлежали австрийцам, пьесы ставились на немецком и итальянском языках.

Осенью 1844 года на митинге чешских патриотов родилась идея создания собственного театра на родном языке. Еще через год власти одобрили строительство, но только в 1851 году официально был объявлен сбор средств на возведение Чешского Национального театра. Часть денег выделило государство, остальные средства пожертвовали аристократы, в их списке была и российская императорская фамилия. 

Председателем Общества по строительству Национального театра был граф Ян Гаррах. 

Строительство временного здания началось в 1853 году и длилось 9 лет. Это было скромное и красивое здание на 800 мест, выполненное по проекту Игнаца Ульмана. 

Временный театр просуществовал 20 лет, здание сохранилось и входит в современный театральный комплекс. Сейчас там расположены технические помещения и гардероб.  

Одновременно с возведением временного здания продолжались работы над проектом основного. В 1865 году победителем конкурса на проект стал профессор Йозеф Зитек.  

Отделочные работы еще продолжались, а театр Зитека уже открылся 11 июня 1881 г. постановкой оперы «Либуше» Б. Сметаны, однако уже в августе 1881 г. уничтожен грандиозным пожаром. 
Отделывая медью купол, рабочие использовали горящие угли, которые стали причиной возгорания. Огонь быстро перекинулся на строительные леса, уничтожая новое здание. Сгорели сцена и зрительный зал. 

Чешский народ воспринял пожар как национальную трагедию, и люди не скупясь жертвовали средства на восстановление театра. 

В рекордные сроки здание было восстановлено архитектором Й. Шульцом. 
Он удачно соединил старое здание Временного театра, новые постройки и дом, стоящий позади театра в единый ансамбль.  И 18 ноября 1883 г. Национальный театр вновь открылся постановкой той же оперы Сметаны. После восстановления появилась знаменитая надпись над сценой: «Нация — себе».  

Национальный театр задумывался как главная в Праге площадка для национальных оперных и драматических постановок. В настоящее время наряду с чешскими операми, балетами и драматическими спектаклями в репертуаре Национального театра художественные произведения со всего мира.

Национальный театр — это одно из красивейших зданий Праги. Огромный звездно-голубой купол венчает золотая корона, привлекающая взоры своим сиянием.
Северный фасад украшен статуями А. Вагнера «Забоя» и «Лумира»,
на аттике — «Аполлон и девять муз» и «Богиня победы» управляющая неистовыми лошадьми Б. Шнирха.
Боковой вход украшают аллегории Драмы и Оперы. Автор предположительно Йозеф Вацлав Мысльбек, широко известный как автор статуи св. Вацлава на Вацлавской площади.

Мягкие золотисто-серые тона здания гармонируют с окружающими домами, а овальный купол легко и торжественно поднимает его ввысь, подчеркивая его неповторимость и своеобразие.

Потолок зрительного зала украшен восемью «Аллегориями искусства» и освещены великолепными люстрами, главная из них весит почти полторы тонны. В главном фойе живописный триптих «Золотой век, упадок и воскресение искусства».

Самые знаменитые чешские художники постарались украсить интерьер с невероятной пышностью. 

В оформлении преобладают патриотические сюжеты. Занавес напоминает об истории создания театра, на нем изображены сцены строительства здания и народный сбор средств.

Лучшие места в зале принадлежат народу. Ложи, обтянутые малиновым бархатом, находятся по бокам. Балконы имеет три яруса.

Бархат, золото, изящные статуи, и великолепное освещение оставляют в душе сказочное ощущение, а лучшие артисты радуют зрелищными постановками.

В 1976—1983 годы театр был вновь реконструирован и расширен. 

К столетию Национального театра в 1983 году открылось выстроенное здание Новой сцены, в котором проходят спектакли театра «Волшебный фонарь».

Здание, состоящее из массивных мраморных плит и стеклянных блоков, выбивается из единого ансамбля, как по стилю, модерн, так и по внутреннему оформлению.

Здесь можно увидеть постановки молодых авторов, а также здесь находятся технические помещения и кассы.

Адрес:
Ostrovní 225/1, 110 00 Praha
Телефон:
224 901 448
Режим работы:
Ежедневно: 10:00-18:00
Сайт:
www.narodni-divadlo.cz