Барселона

Барселона — город в Испании, столица автономной области Каталония и провинции Барселона. Порт на Средиземном море и крупнейший промышленный и торговый центр Испании.

Согласно одной из самых красивых легенд история города Барселоны началась во время поисков Золотого руна. В походе аргонавтов участвовал Геракл. Его корабль сбился с пути и неожиданно причалил к горе Монжуик. Геракл впечатлился ее красотой и заложил на горе город с названием «Барка нона», «девятое судно». Так началась история Барселоны в Испании. Произошло это за 400 лет до основания Рима.

Героем другого мифа о появлении был отец Ганнибала. Знаменитый военачальник из Карфагена Гамилькар Барка заложил город на узкой береговой полосе и назвал его в честь своего рода – Барсино. Об этом свидетельствует летопись Барселоны, которую в 237 году до нашей эры начал вести сам полководец. 

Постепенно богатство и значимость Барселрны росли благодаря удобному расположению и прекрасной гавани. Во времена римского владычества город чеканил собственные монеты.

В начале V века Барселону завоевали вестготы, а в 713 г. город завоевали мавры и Барселона начала приходить в упадок.

Но уже в 801 году сын Карла Великого, Людовик Благочестивый отбил ее у арабов и сделал столицей под управлением графа Барселоны. Большую роль в истории Барселоны сыграл маркграф Вильфред Волосатый, фактический основатель независимой Каталонии.

В 985 году город разграбил аль-Мансур. Это нападение стало поводом для графа Барселоны Борреля II освободиться от власти Каролингов.

В X—XI веках графы Барселоны обрели реальную независимость и смогли включить в свои владения почти всю Каталонию. В 1162 году был заключен династический союз Каталонии и Арагона, в результате которого Альфонсо II стал первым королём объединённого государства. 

В 1410 году корона перешла к кастильской династии Трастамара.

В 1450 году в городе был основан знаменитый Барселонский университет.

Новый период в истории Барселоны начался с объединения династических ветвей Арагона и Кастилии в 1469 году.

Массовое недовольство высокими налогами и произволом центральных властей вызвало в 1640 году восстание в Каталонии, в результате которого эта провинция отложилась от короны. Была образована Каталонская Республика, которая просуществовала до 1652 года. Столицей её стала Барселона. После краха Каталонской Республики в 1652 году Барселона была опустошена.

11 сентября 1714 года Филипп V взял Барселону. Было запрещено официальное использование каталонского языка, а университет в Барселоне закрыт.

14 января 1809 года войска французской армии взяли Барселону и провинция Каталония и сам город перешли к Французской империи. После свержения Наполеона в 1813 году город вновь вернулся Испании. С тех пор история этого города стала тесно связана с историей Испании.

В XIX веке начался новый виток в истории Барселоны. Она первой в Испании встала на путь промышленного прогресса. Появилось множество новых предприятий. В начале XX века уже отмечается возрождение Барселоны.

Во время гражданской войны она принадлежала республиканцам и была захвачена франкистами 26 января 1939 года. Опять было запрещено пользование каталонским языком.

Движение протеста в 1970-е годы и падение диктатуры превратили Барселону в крупный культурный центр. В истории Барселоны начался новый период расцвета. 

Сейчас он является вторым городом Иберийского полуострова. Власти города активно способствуют возрождению каталонского языка. Ярким событием в истории Барселоны последних десятилетий стало проведение летней Олимпиады 1992 года. 

Именно здесь родился Хуан Антонио Самаранч, который в 1992 году был президентом МОК. 

В 2004 году город принимал Всемирный культурный форум, длившийся 141 день.


Население:
1636762 чел.
Площадь:
100.4 км2
Телефонный код:
3493

Достопримечательности г. Барселона

Дворец Гуэля

Дворец Гуэль, городской жилой дом в Барселоне на улице Каррер-Ноу-де-ла-Рамбла, является одной из первых крупных работ великого архитектора Антони Гауди, построенный в 1885—1890 годы по заказу почитателя его таланта, каталонского промышленника Эусеби Гуэля.

В проекте дворца впервые нашли отражение соединение декоративных и структурных элементов, ставшее впоследствии характерной чертой его творчества. 

Проект по строительству Дворца Гуэля был довольно сложным, в нем впервые нашли отражение соединение декоративных и структурных элементов, ставшее впоследствии характерной чертой творчества Гауди.  Заказчик и архитектор пытались максимально учесть общие пожелания и возможности. Гауди мечтал варьировать формами и пространством, а Гуэль хотел сохранить традиции, но при этом добавить что-то ультрасовременное.

Это и плоские византийские своды, и две пары больших ворот на фасаде здания, через которые конные экипажи и повозки могли следовать непосредственно в нижние конюшни и погреба, в то время как гости могли подниматься по лестницам на верхние этажи.

Место, выбранное для строительства Дворца Гуэля, также было необычно. Великолепный дом появился на весьма бедной улице, расположенной в не совсем благоприятном районе. Но руководствуясь семейными традициями, Гуэль выбрал именно это место, находящееся рядом с домом родителей. Гауди отлично справился с этим поручением, и, более того, ему удалось соединить особняки через крыши при помощи крытых мостов-коридоров.

В итоге Дворец Гуэля стал похож на венецианский дворец, заключенный в небольшое пространство. Площадка между двумя соседними домами была всего лишь 22 на 18 метров. Но, не смотря на такое небольшое пространство, Гауди удалось создать гостиную 9 на 9 метров в самом центре дворца, а высота потолка под главным куполом составила 20 метров.

В этом творении Гауди отчётливо прослеживается стремление отказаться от эклектического стиля в поисках новых форм. Если фасад ещё в некоторой степени напоминает венецианские палаццо, то внутренние интерьеры дворца открывают богатую обстановку, сочетающую в себе произведения декоративно-прикладного искусства, инкрустации и мебель, изготовленную по специальному заказу для дворца.

Оформление внутренних помещений приходится на период 1886-1889 годов, и у Гауди было достаточно времени, чтобы проявить фантазию при выполнении этого заказа.

Отличается своеобразием и оформление стен и сводов дворца. Дымоходы на крыше дворца выполнены в форме различных фигур и напоминают о парке Гуэль.

Гуэль чётко знал, что хотел получить в итоге, поэтому Гауди отнёсся к строительству Дворца Гуэля с полной серьёзностью, создав поистине шедевр архитектуры. 

Такая необычная контрастность с бедностью, окружающей Дворец Гуэля, вызывало насмешки у жителей Барселоны. Но главной особенностью стал необычный герб с изображением орла, располагающийся между двумя арками.

Весь Дворец Гуэля как будто пронизан светом, благодаря огромному количеству окон на фасаде.
Дом связан изнутри благодаря параболическому куполу, проходящему сразу через несколько этажей. Он имеет небольшие отверстия, через которые проникает и рассеивается солнечный свет. Параболические арки встречаются по всему дворцу в качестве фигур интерьера. Величественная лестница ведёт на самые верхние этажи.

Главной особенностью гостиной являются большие двойные двери, украшенные потрясающей инкрустацией. За ними находится небольшая домашняя часовня и молебна, которая, к сожалению, была уничтожена во время гражданской войны. Сама часовня была похожа на арабский хамам (турецкая баня).

Целиком оценить внешний вид всего Дворца Гуэля нельзя ни с одной точки, так улица Каррер-Ноу-де-ла-Рамбла очень густо застроена. С центрального бульвара Ла Рамбла виднеется лишь крыша Дворца. Чтобы удивить зрителей, находящихся на большом расстоянии от здания, Гауди сконструировал необычные башни-дымоходы. Благодаря им крыша превращается в сказочный мир. 

Гений Гауди не только упорядочивает пространство, но и предлагает увидеть «мировой порядок» с толикой католицизма. При этом погреб является символом ада, а крыша — рая. Просторная гостиная изображает слияние неба и земли. Символизм присутствует практически в каждой детали. Именно так Дворец Гуэля представлялся в воображении архитектора.

Дворец Гуэля должен был стать именно королевским дворцом, поэтому Гауди отображал его величественный вид с помощью разнообразных королевских иллюзий и декораций. Обилие колонн, которых в здании более 120, — напоминание о Педро Жестоком. Деревянные потолки отражают эпохи Фердинанда и Изабеллы. Мрачность геррафского мрамора являются отражением суровости Эскориала Филиппа II. Восхитительная фреска с Геркулесом символизирует мадридский Salon de Reinos Филиппа IV. При взгляде на нее вспоминаются конные портреты Веласкеса, изображающие Габсбургов, потому что они находятся в окружении картин повествующих о подвигах полубога.

Дворец Гуэля имеет стандартное размещение комнат и залов. Традиционное размещение залов на бельэтаже, на втором этаже находятся спальни, на третьем - подсобные помещения. При этом конструкции самих комнат очень необычны, в том числе присутствие большого количества колонн. В подвале они сделаны в форме грибов.

Гауди спроектировал единую систему отопления вместе с вентиляцией. Благодаря ей во Дворце Гуэля были созданы по-настоящему комфортные условия.

В 1975 была проведена реставрация Дворца Гуэля. Во время неё была обнаружена неизвестная ранее технология Гауди. При создании декораций для потолка на третьем этаже он использовал сложную конструкцию решётки, состоящую из вертикальных и горизонтальных декоративных стержней. Это помогло архитектору в очередной раз опередить время развития технологий строительства.

В 1984 году дворец Гуэль вместе с другими архитектурными шедеврами Гауди был внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Осмотр внешних фасадов – бесплатный. Цены на билеты: взрослые – 12 евро, студенты – 9 евро, подростки до 17 лет и пенсионеры – 5 евро, дети до 10 лет – бесплатно.

Адрес:
Барселона, улица Nou de la Rambla, 3-5
Телефон:
+34 934 72 57 75
Режим работы:
Летнее время: с апреля по сентябрь — 10-00 – 20-00 Зимнее время: с октябрь по март — 10-00 – 17-30
Сайт:
www.palauguell.cat

Приморская часть

Пешеходный бульвар Лас-Рамблаc – «душа» Барселоны.

Слово «рамбла» означает "улица, проходящая по высохшему руслу реки". Бульвар Лас-Рамблас, возникший на месте старого русла р.Кагалель, ведет к Барселонскому морскому порту и памятнику Колумбу.

Район Рамбла состоит из удивительной цепочки улиц, образующей единый бульвар, который приводит к статуе Колумба при входе в гавань порта. 
Здесь находятся Центр искусств, Музей театрального искусства, Музей восковых фигур, Музей современного искусства и один из лучших в Европе – Оперный театр Лисеу.

«Олимпийская деревня» – символ современной Барселоны. Построена «деревня» на Средиземноморском побережье к проведению Летних Олимпийских игр 1992 года.В этом районе находится Олимпийский порт и два небоскрёба высотой свыше 150 м – отель и здание страховой компании.

Приморская часть Барселоны представляет собой длинную береговую линию из восьми пляжей длиной около 5 км: Барселонетта, Сан Мигель, Саморростро, Нова Икария, Мар Белла, Левант, Богатель, Сан Себастьян. Здесь пляжи галечные и песчаные. По всей территории пляжей оборудована хорошая инфраструктура.
Тут расположен Барселонский океанариум, исторический музей Каталонии, Музей естественной истории, парк Сьютаделья, а также многочисленные казино и гостиницы, развлекательные комплексы, лагуны, яхт-клубы, порт.

На набережной, на площади Портал де ла Пау («Врата мира»), возвышается памятник Христофору Колумбу, напоминающий о прибытии мореплавателя в Барселону после открытия Америки, для аудиенции у королевской четы Фернандо II и Изабеллы I, кому он представил доклад о своем путешествии.

Этот монумент был воздвигнут к первой Всемирной Выставке в 1888 г. Лифт, проложенный внутри колонны, поднимает на высоту 87 метров, откуда открывается захватывающий вид на набережную и на весь город. 

Рядом находятся Драссанас (XIV в.) — наиболее сохранившиеся из всех готических верфей, а рядом часть крепостной стены той же эпохи. Отсюда в средние века спускались на воду корабли. Ныне в здании верфей разместился Музей Мореплавания, где можно увидеть великолепные суда Х1\/-Х\/ вв. 

От памятника Колумбу берет начало пирс Боск-и-Альсина, более известный как Моль де ла Фуста («Пирс Дерева»), где некогда грузили и складировали древесину.

Вблизи от него стоит базилика Мерсе, которая до 1835 года входила в состав одноименного монастыря. Здесь хранится образ покровительницы Барселоны, Святой Девы де ла Мерсе, изумительной красоты готическое изваяние из резного дерева. 

Неподалеку, на проспекте Виа Лайетана, стоят две монументальные башни здания Почтамта, строение начала XX в.

На небольшой площади Пла де Палау находится здание Биржи, бывшее в средние века центром коммерческой жизни города. В1931 гг. Биржа была провозглашена Памятником Истории и Искусства Национального Значения. 

На проспекте Изабеллы II стоят «Галереи Шифре» - ансамбль из нескольких жилых домов, 21-арочные галереи нижнего этажа которых служат опорой для балконов трех верхних этажей. 

От моря начинается и одна из самых оживленных улиц города - проспект Параллель, издавна являвшийся излюбленным местом развлечений барселонцев. Здесь находятся самые известные варьете города.

Дом Бальо

Каса-Бальо также известен как «Дом Костей». 

Это жилой дом, построенный в 1877 году для текстильного магната Жозепа Бальо-и-Касановаса и перестроенный архитектором Антони Гауди в 1904—1906 годах.

Здание дома занимает в общей сложности площадь в 4300 м2; высота доходит до 32 метров, хотя до реконструкции пропорции дома значительно отличались. Площадь была 3100 м2, а высота около 21 метра. Здание состоит из 8 этажей и одного подвала.

Ещё не окончив работы по строительству парка Гуэль, Гауди получил заказ на переделку доходного дома, принадлежащего семейству богатого текстильного фабриканта Жозепа Бальо-и-Касановас и расположенного по соседству с модернистским домом Амалье. Владелец дома собирался снести старое здание 1875 года и построить на его месте новое. Однако Гауди решил сохранить основную конструкцию дома, он создал два новых фасада, перепланировал нижний этаж, построил единый внутренний двор, благодаря чему улучшилось дневное освещение и вентиляция дома, а также добавил ступенчатую террасу на крыше.

Главный фасад выходит на проспект Passeig de Gracia, задний — внутрь квартала. Кроме того, Гауди полностью перепланировал бельэтаж, создав для него оригинальную мебель, и прибавил подвальный этаж и мансарду. Две световые шахты были объединены в единый внутренний двор, что позволило улучшить дневное освещение и вентиляцию здания. 

Все декоративные элементы дома выполнены лучшими мастерами прикладного искусства. Кованые элементы созданы кузнецами братьями Бадия, витражи стеклодувом Жузепом Пелегри, изразцы  П. Пужолом-и-Баусисом сыном, другие керамические детали выполнил Себастьян-и-Рибо. Облицовка главного фасада была полностью изготовлена в г. Манакор на острове Мальорка. Предметы мебели, созданной Гауди при оформлении интерьера, в настоящее время входят в собрание Дома-музея Гауди в Парке Гуэля.

Строительство Дома Бальо в Барселоне ознаменовало новый этап в творчестве Антонио Гауди, когда он полностью отошел от известных в то время стилей и начал следовать исключительно своим архитектурным идеям.

Наиболее замечательной особенностью дома Батльо является практически полное отсутствие в его оформлении прямых линий. Волнистые очертания проявляются как в декоративных деталях фасада, высеченных из тёсанного камня, добываемого на барселонском холме Монтжуик, так и в оформлении интерьера. 

Для оформления внутреннего двора использована керамическая плитка синего цвета во множестве оттенков, с помощью которых архитектор создал особую игру цветотени. Дизайн окон здания спроектирован таким образом, чтобы добиться наибольшего освещения и эффективной естественной вентиляции здания.

Для достижения равномерного освещения Гауди постепенно изменяет цвет керамической облицовки от белого до голубого и синего, интенсифицируя его по мере продвижения снизу вверх и завершая настоящим всплеском лазури в отделке дымовых и вентиляционных труб. Той же цели служит и изменение размеров выходящих в патио окон: они постепенно уменьшаются с высотой.

Элегантная и функциональная мансарда дома организована при помощи параболических арок.

Терраса на крыше по замыслу Антонио Гауди должна была быть не только функциональной, но и иметь эстетическую составляющую. Сюда выведены дымоотводы 27 каминов, расположенных в Доме Бальо.

Крыши зданий были для Гауди как будто шляпы у людей, каждая из которых отражает индивидуальность своего «хозяина». Как и при строительстве дворца в Парке Гуэль и Дома Мила в Барселоне, Гауди подошел к планировке террасы на крыше Дома Бальо с особой тщательностью. Для ее украшения использовалась мозаика.

Считается, что внешний облик Дома Бальо напоминает фигуру гигантского дракона, в спину которого воткнуто копье Святого Георгия — излюбленного персонажа Гауди, возникающего во многих его творениях.

Победа покровителя Каталонии Св. Георгия над драконом может быть аллегорией победы добра над злом. Меч Св. Георгия, вонзённый в «хребет дракона», представлен в виде башенки, увенчанной георгиевским крестом. Фасад здания создает впечатление сверкающую «чешую» чудища и усеян костями и «черепами» его жертв, которые угадываются в формах колонн бельэтажа и балконов. В народе Дом Бальо нередко называют Домом костей.

Дом Бальо является одной из главных достопримечательностей Барселоны.

В 1969 году Дом Бальо в Барселоне был признан памятником Испании национального значения.

В 1993 году Дом Бальо приобрела семья Бернат, собственник компании Чупа-Чупс. После реставрации дом был открыт широкой публике.

А в 2005 году здание было включено ЮНЕСКО в Список всемирного наследия в раздел «Творения Антонио Гауди».

Адрес:
Барселона. Пасео-де-Грасия (Passeig de Gràcia) 43
Телефон:
+34 93 216 03 06
Режим работы:
9:00 до 21:00
Сайт:
www.casabatllo.es

Парк Гуэля

Парк Гуэль в верхней части Барселоны, создан Антонио Гауди в 1900—1914 годах и сейчас является визитной карточкой города.

Парк был задуман графом Эусеби Гуэлем-и-Басигалупи, каталонским промышленником, меценатом и политиком, как зелёная жилая зона. 

Сын разбогатевшего на Кубе текстильного магната, образованный молодой человек имел прекрасный вкус. На переломе XIX и XX столетий его пленила идея английского архитектора Эбанайзера Ховарда «города-сада». То есть удаленного от центра района города, состоящего из изолированных друг от друга обширной садовой территорией коттеджей, созданного в максимальной гармонии с природой.

Для реализации своего проекта в 1901 году Гуэль приобрёл 15 гектаров земли, которая была разрезана на 62 участка под строительство частных особняков. Все участки были выставлены на продажу, но продать удалось только два. Пустынная местность, удалённая от центра города, не привлекала барселонцев.

К тому моменту Гауди, который, еще будучи студентом, отличился нестандартностью решений при создании нескольких практических работ в Барселоне. Он уже реализовал по заказу семьи Гуэль несколько проектов, включающих Дворец Гуэль на знаменитой барселонской Рамбле.

Идея Гуэля заключалась в создании удобного для жизни людей поселка с местом, где они могли бы встречаться — рыночной площадью, которую Гауди выполнил в виде греческого храма. 
Инициативой Эусебио Гуэля также было придать религиозно-мифологический оттенок оформлению входа в парк: длинную лестницу с фонтанами в виде дракона и змеи, по обеим сторонам которой располагались павильоны для обслуживающего персонала и охранников, увенчанные крестами.

Работы по созданию парка были начаты в 1901 году и велись в три этапа. 

Безудержная фантазия Гауди не признает стилевых канонов. Он создает свой стиль. Прямая линия, прямой угол игнорируются. Божественное начало — это кривая: гипербола, парабола, спираль…
Из камня и цемента Гауди плетет веревки, сети, лианы. Силой своего воображения он превращает камень в диковинных животных, причудливые цветы и деревья, насыщая ими парк. Однако, главная его задача — организовать пространство…

На первом этапе было выполнено укрепление и обустройство склонов холма «Лысая гора», расположенного в «верхней», ближней к горам, части Барселоны.
На втором этапе были проложены внутренние подъездные дороги, построены входные павильоны и окружающие территорию стены, создана колоннада рынка и возведён образец жилого дома для показа будущим покупателям.
Во время заключительного этапа проекта в 1910—1913 гг. была создана знаменитая извилистая скамейка и запланирована постройка нескольких особняков на проданных участках. 

Новые здания должны были стать дополнением к двум уже имеющимся домам, один из которых принадлежал другу Гауди адвокату М. Триасу-и-Доменеку и был выполнен по проекту архитектора Жули Бальевеля, а второй построен Франсеском Беренгером и выставлен на продажу.
Третий дом на территории парка, служивший образцом для потенциальных покупателей. 

Для создания эффекта смешения природы с архитектурой и естественных влажных гротов, колонны были облицованы необработанным коричневым камнем, а отдельные элементы просто выложены из него.

Для того чтобы подчеркнуть средиземноморский характер местности, Гауди распорядился посадить пальмы, а деревья, мешающие во время работ, выкапывались с корнями, чтобы вновь быть высаженными на свое место позднее. Постепенно неровная земля на горе превращалась в чудесный город-сад…

Центральный вход с двумя совершенно фантастическими по форме домиками является наиболее замечательным уголком парка. 

Правый павильон, увенчанным пятилучевым крестом, был предназначен под контору администрации парка, левый павильон был построен для привратника.
Причудливый декор этих сказочных домиков делает их скорее скульптурными, нежели архитектурными произведениями. 

Парадная лестница с фонтанами ведёт на рыночную площадь, известную как «Зал ста колонн». 

«Зал ста колонн» на самом деле содержит 86 колонн и имеет хорошую акустику, что часто используется местными музыкантами. Его потолок, имеющий замысловатую форму, украшен мозаикой и фальшивыми замка́ми всё с той же причудливой керамической облицовкой, что и скамейка парка. Под главной эспланадой находится скрытая система ливневой канализации, использовавшейся для водоснабжения парка: вода попадала в специальную цистерну по трубам, помещённым внутри колонн.

От главной площади парка и вокруг него протянута сеть пешеходных дорог и тропинок, ведущих в прогулочные аллеи, построенные Гауди из местного камня и за свой причудливый вид получившие название Птичьих гнёзд. «Гнёзда» выступают прямо из склонов холма и кажутся сросшимися с ним, а внутреннее пространство каменной галереи, организованное при помощи наклона колонн и опорных стен создаёт зачаровывающую игру перспективы.

На нижней площадке лестницы помещён любимый персонаж Гауди — мозаичная Саламандра, средняя площадка украшена медальоном с четырёхполосным каталонским флагом и головой змеи, а на верхней террасе, являющейся центром всего паркового ансамбля, находится длинная, изогнутая в форме морского змея скамья. При создании декора этой скамьи Гауди сотрудничал с одним из своих учеников Жузепом Марией Жужолем. Профилю скамьи была придана специальная форма, совпадающая с очертаниями тела сидящего человека. Гауди добился этого, усадив рабочего на непросохшую глину и «замерив» таким образом изгиб спины.

Проектируя дороги и улицы Парка Гуэль, Гауди старался не менять естественный рельеф. Вследствие этого появилось множество наклонных колонн, двухуровневых прогулочных галерей, которые будто растут из земли.

Продолжая руководствоваться желанием сохранить природу в исходном виде, Гауди делает прокладку туннелей Парка Гуэль и живописных поворотов. Некоторые из них выглядят настолько натурально, что похожи на входы в пещеры, созданные в Барселоне естественным путем. Несмотря на то, что эти постройки Парка Гуэль кажутся довольно хрупкими, они очень прочны и не нуждаются в реставрации даже спустя век. Еще одно доказательство факта, что Гауди делал свою работу на совесть.

Несмотря на строительство демонстрационного дома, был продан только один участок земли под застройку.

Близилась Первая мировая война, и барселонская буржуазия не спешила вкладывать деньги в коттеджи в выполненном в непривычной манере парке. Еще одной причиной провала проекта стало то, что для тех, кто хотел жить в Барселоне, парк был слишком далеко от центра, а для тех, кто хотел жить за городом, — слишком близко.

Кончина Эусебио Гуэля в 1914 году окончательно остановила работы над проектом, который так и остался незаконченной песней маэстро модернистской архитектуры, посвятившего себя в дальнейшем работам над Храмом Святого Семейства. 

Экономические неудачи проекта вынудили наследников Гуэля продать парк мэрии Барселоны, которая превратила его в городской парк.

В парке Гуэль всего было продано три дома. Адвокат Гуэля и Гауди, он же их хороший друг –  М. Триас-и-Доменек – стал первым обладателем дома в Парке Гуэль. Второй дом в 1906 году выкупил сам Гауди. Он сделал это из-за слабого здоровья отца и племянницы. Архитектор прожил на территории Парка Гуэль вплоть до 1925 года. Дом-образец выкупил сам Эусеби Гуэль, сделав собственной официальной резиденцией.

Все три дома в Парке Гуэль прекрасно сохранились до наших дней. 
Дом Эусеби был перестроен в муниципальную школу.
Дом Гауди после смерти архитектора стал музеем, который открылся в Барселоне в 1963 году. В этой части Парка Гуэль можно посмотреть на мебель, которую Антонио мастерил своими руками, а также образцы мебели для домов Бальо и Мила.
Дом адвоката в верхней части Парка Гуэль по сей день принадлежит его наследникам.

В 1962 году архитектурный ансамбль Парка был объявлен Художественным памятником Барселоны, в 1969 году — памятником национального значения, а в 1984 году парк Гуэль вместе с другими творениями Антонио Гауди включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Адрес:
Барселона d'Olot, 08024
Режим работы:
с 1 января по 16 февраля — 8:30 – 18:15; с 17 февраля по 24 марта — 8:30 – 19:00; с 25 марта по 29 апреля — 8:00 – 20:30; с 30 апреля по 26 августа — 8:00 – 21:30; с 27 августа по 27 октября — 8:00 – 20:30; с 28 октября по 31 декабря — 8:30 – 18:15.
Сайт:
www.parkguell.es

Саграда Фамилия - Храм Святого Семейства

Искупительный храм Святого Семейства иногда по-русски неточно называется собором Святого Семейства. Такое словоупотребление является ошибочным, так как Собором обычно называют главный храм города, однако, главным епархиальным храмом Барселоны остаётся кафедральный собор Св. Евлалии в Старом городе, а не Саграда Фамилия. Поэтому, для Святого Семейства верно будет употребление слова Церковь или Храм.

Это знаменитый проект Антонио Гауди в Барселоне, в районе Эшампле, строящийся исключительно на частные пожертвования прихожан начиная с 1882 года.

Строительство ведётся на участке, не принадлежащем Церкви, и не курируется епископатом.

Это один из самых известных «долгостроев» мира. Также окончание строительства задерживает сложность изготовления каменных блоков, каждый из которых требует индивидуальной обработки и подгонки.

19 марта 1882 г. на окраине Барселоны в скромном квартале Баррио-дель-Поблет епископ Барселоны обратился ко всем именитым людям города. "...Да проснуться спящие сердца, да будет превознесена вера, да восторжествует милосердие, да помилует Бог эту страну..." - с этими словами он заложил первый камень в основание будущего Искупительного Храма, посвященного почитанию и прославлению Святого Семейства.

За несколько лет до этого священник Маньяне обратился к книготорговцу Жузеп-Марии Бокабелья с идеей о создании храма. Бокабелья напечатал об идее Маньяне в журнале, благодаря чему стали поступать первые пожертвования на строительство храма. Самую весомую лепту в богоугодное дело внесло "Общество почитателей Святого Иосифа", членом которого был Бокабелья.

Изначально проект поручили архитекторам Жоану Мортареллу и Франциско дель Вильяра. Строительство началось с Крипты. Однако вскоре после начала строительства, в конце 1882 года, дель Вильяр покинул проект и вместо него руководство работами было поручено А. Гауди. 

Гауди почти не изменил конфигурацию Крипты, которую начал строить Вильяр, но внес существенные поправки в замысел последнего. В 1885 г. часовню освятили и провели торжественную службу. После этого строительство приостановилось по причине отсутствия средств.

Но уже в 1890 г., благодаря новым пожертвованиям Гауди смог продолжить работу.

В 1892 году архитектор начал работу над фасадом Рождества. Он начал именно с этого фасада, поскольку опасался отпугнуть жителей города реализацией замысла фасада Страстей, откровенно и жёстко рассказывающего о распятии Христа.

Примерно в это же время была построена часть клуатра, соответствующая порталу Св. Девы Розария, украшенная богатым орнаментом, исполненным символизма. Сам портал Св. Девы Розария был завершён в 1899 году.

В 1895 г. выросла алтарная часть храма, состоящая из семи часовенок. Богатый декор с элементами животного и растительного мира придавал всему облику мифический вид скалы. Одной из её особенностей являются декоративные навершия башенок и желоба водосточных труб, навеянные местной флорой и фауной, ящерками и улитками, которых можно было в изобилии встретить в окрестностях. 

В плане храм соответствовал типу Базилики, то есть имел форму латинского креста, в центре которого должен был возвышаться величественный 170-метровый купол - Символ Христа.

Три Монументальных фасада, обращенные на юг, запад и восток, устремлялись вверх, обрамляя купол Христа. С востока располагался Фасад Рождества, с запада Фасад Страстей Господних и с юга Фасад Славы. Каждый из трех фасадов украшали башни-колокольни.

Гауди тщательно изучил законы акустики. Он хотел, чтобы колокола приводились в движение не людьми, а ветром, который врывался бы в сквозные башни и заставлял гулкие голоса прославлять Господа. Кроме того, на самом верху каждой башни предполагалось специальное углубление для прожекторов. Благодаря им в пасмурную погоду и ночью храм должен был оставаться обителью света.

Колонны, поддерживающие своды, символизировали апостолов и святых, которым посвящены приходские церкви всего мира. Колонны напоминают гигантские деревья, на кронах которых застыл небесный свод, залитый светом, проникающим через разновысокие витражи. Для них Гауди использовал различные виды многоугольников, которые изменяются по мере движения ввысь. 

В 1909—1910 годах на месте будущего главного фасада было построено здание временной школы. Она была создана Гауди для детей строителей и, как временное сооружение, не имела несущих стен. Несмотря на это, школа обладает уникальной конструкцией. Прочность здания достигается за счёт использования криволинейных перегородок и кровли, а разделение классных комнат не несущими веса перегородками позволяет без труда изменять планировку внутреннего пространства.

В 1911 году А. Гауди создал проект второго фасада — фасада Страстей, хотя окончательное архитектурное решение нефов и сводов появилось только в 1923 году, а строительство этого фасада было начато уже после смерти Гауди.

Создание набросков третьего фасада — фасада Славы — также датируется началом 10-х годов XX столетия.

Работая над Храмом, Гауди почти не появлялся в своем доме в Парке Гуэль, а жил в крипте рядом со строительной площадкой. Люди, не знавшие Антонио Гауди в лицо, могли принять его за бродягу, так поношены были его костюм и туфли. Его считали гением, безумцем, святым. Душевное состояние архитектора усугублялось суставным артритом. В 1911 году состояние Гауди ухудшилось до того, что он был вынужден прекратить работу на стройплощадке. Но он оставался там, находясь почти в неподвижном состоянии.

30 ноября 1925 г. над восточным фасадом выросла первая колокольня - башня Святой Варвары. Но радостное событие омрачилось новостями о недостатке средств для продолжения работ.

Спустя год, 7 июня 1926 г., в больницу для бедных был доставлен нищий старик, который попал под колеса трамвая. По законам Барселоны того времени неизвестного должны были похоронить в общей могиле. Какая-то женщина, видевшая Гауди на стройке, случайно узнала в нищем знаменитого архитектора. Антонио Гауди похоронили там, где он провел последние годы жизни - в крипте Собора Святого Семейства.

После смерти Гауди строительство продолжили его ученики, потом ученики учеников. Первым был его ближайший соратник Доменек Сугранес. До своей смерти в 1938 году Д. Сугранес успел закончить постройку трёх оставшихся колоколен фасада Рождества и завершил работы над керамическим кипарисом, венчающим центральный вход фасада.

Начавшаяся в Испании Гражданская война помешала продолжить строительство. Во время пожара 1936 года были уничтожены многие чертежи и макеты, хранившиеся в мастерской Гауди. К счастью, часть из них позднее удалось восстановить.

Строительство фасада Рождества было продолжено только в 1952 году. В этот год была завершена лестница и впервые выполнена подсветка фасада, ставшая с 1964 года постоянной.

В 1954 году было начато возведение фасада Страстей. В основу работ были положены разработки и изыскания, выполненные Гауди в период с 1892 по 1917 годы. После завершения крипты в 1961 году в ней был открыт музей, посвящённый историческим, техническим, художественным и символическим аспектам проекта. 

В 1977 году были воздвигнуты четыре башни фасада Страстей, а в 1986 году начаты работы над скульптурами для украшения этого фасада, законченные в начале XXI века. Примерно в это же время были установлены витражи, посвящённые Воскресению Иисуса Христа, и бронзовая скульптура Вознесения Господня.

Несмотря на то что работы ведутся по чертежам и макетам архитектора, Храм меняется. Знаменитая плавность линий Гауди уступила место рубленым и грубым формам нашего современника Субиракса, который сегодня возглавляет работы над Храмом. Это несоответствие стилей не добавляет гармонии всему комплексу в целом и Саграда Фамилиа вызывает противоречивые чувства.

Необычный внешний вид храма сделал его одной из главных достопримечательностей Барселоны. 

7 ноября 2010 года храм был освящён папой Бенедиктом XVI и был официально объявлен готовым к ежедневным богослужениям. В тот же день он присвоил храму звание Малой папской базилики.

Адрес:
Барселона. Mallorca, 401.
Режим работы:
с ноября по февраль — с 9:00 до 18:00, в марте — с 9:00 до 19:00, с апреля по сентябрь — с 9:00 до 20:00, в октябре — с 9:00 до 19:00, 25 и 26 декабря, 1 и 6 января — с 9:00 до 14:00
Сайт:
www.sagradafamilia.org

Дом Мила

Каса-Мила  строился как жилой дом в 1906—1910 годах архитектором Антони Гауди для семьи Мила.

Здание расположено на пересечении бульвара Пасео-де-Грасия с улицей Карре-де-Провенса. Он стал последней светской работой Гауди, прежде чем он полностью посвятил себя работе над Храмом Святого Семейства.

Официальное название дома – «Каса Мила», по имени заказчика. Однако люди прозвали его «Ла Педрера», что означает «Каменоломня» за неровный и тяжеловесный фасад.

Проект этого здания Гауди стал новаторским для своего времени: продуманная система естественной вентиляции позволяет отказаться от кондиционеров, межкомнатные перегородки в каждой из квартир дома можно перемещать по своему усмотрению, имеется подземный гараж.

По проекту бельэтаж отводился под жилые помещения для семьи заказчика, а остальные этажи предназначались для сдачи в аренду, что было традиционно для того времени.

Финансовое положение Пере Мила заметно пошатнулось в ходе строительства дома. Причина в том, что в итоге здание превысило действующие нормативы по высоте и ширине, и власти Барселоны неоднократно штрафовали заказчика. Строительство дома было закончено уже без Гауди: из-за финансовых разногласий с заказчиком архитектор отказался от руководства проектом в 1909 году, а для получения гонорара был вынужден обратиться в суд.

Дизайн Каса Мила можно назвать модернизмом. Конструкция из железобетона с несущими колоннами позволила отказаться от необходимости несущих и опорных стен в здании. 

Фасад напоминает скалы, омываемые морскими волнами. Кованые элементы балконов похожи на морские водоросли. Волнистые линии, переходящие одна в другую, и игра светотени создают иллюзию постоянного движения. Гауди был глубоко религиозным человеком, поэтому каждое его творение содержит определенную религиозную символику. На верхнем карнизе здания расположены резные бутоны роз с надписями из молитвы «Аве Мария» на латыни. 

Предусмотренные проектом лифты не были установлены в ходе строительства и появились намного позднее.

Уникальные кованые решётки балконов стали результатом импровизации Жузепа-Марии Жужоля, который сотрудничал с Гауди и в других проектах.

Три внутренних дворика — один круглый и два эллиптических — наполняют помещения достаточным количеством света и свежего воздуха. Почти в каждом помещении имеется окно, в которое поступает дневной свет, что для того времени было в новинку. Все хозяйские комнаты выходят на улицу либо во внутренний двор квартала, окна хозяйственных помещений и комнат прислуги выходят в три внутренних дворика. 

Выходящие в патио фасады здания покрыты полихромной росписью, в основном с растительными мотивами. Цветочный декор и навеянные мифологическими мотивами фрески также украшают потолки и стены двух входных вестибюлей и главной лестницы.

Отдельного внимания заслуживает терраса на крыше дома. Сочетание конических башен и витых колонн причудливой формы, покрытых керамической плиткой, создает непередаваемое впечатление. 

Волнистая по очертаниям крыша следует ритму главного фасада, с чередованием выходов лестничных клеток, вентиляционных и дымовых труб. Многие из них выложены мозаикой тренкадис из фрагментов битой керамики, гальки, мрамора и стекла. Считается, что дизайн башен и колонн является предвестником появления абстрактного стиля в архитектуре.

Сегодня Дом Мила находится в собственности местного банка, который использует его под выставки и музеи.

Мансарда когда-то предназначалась для стирки и развешивания белья. Она опирается на 270 арок в форме цепной линии, сложенных из плоского кирпича. В ней разместилась постоянная экспозиция, посвященная жизни и творчеству Гауди. Здесь представлены его макеты, чертежи, эскизы, черновики, фотографии и документальные фильмы. 

Одна из квартир четвертого этажа является музеем атмосферы барселонской буржуазии XX века, мастерски воспроизведенной с помощью домашней утвари той эпохи. Здесь можно ознакомиться с первоначальной планировкой и подлинными орнаментальными деталями, выполненными по эскизам Гауди, такими как дверные и оконные ручки, двери и покрытие полов. 

На остальных этажах размещаются офисы, некоторые квартиры по-прежнему занимают каталонские семьи.

Кафе представляет собой сочетание стиля модерн и самобытности типичных старинных таверн-«фондас». Сюда можно зайти прямо с улицы, чтобы выпить чашечку кофе, пообедать или посидеть за бокалом вина.

В бельэтаже здания, где находилась квартира домовладельцев, господ Мила, теперь размещается выставочный зал площадью 1300 кв.м., в котором организуются временные экспозиции. В этом зале стоит обратить внимание на колонны с высеченными на них надписями и скульптурными декоративными мотивами.

В 1984 году Каса-Мила стал первым из сооружений XX века, включённым в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Адрес:
Барселона, бульвар Пассеч-де-Грасия 92, на пересечении с улицей Карре-де-Провенса.
Режим работы:
каждый день с 9:00 до 20:00.
Сайт:
lapedrera.com.

Старый город и Готический квартал

Готический квартал — административный подрайон района Старый город города Барселона.

Квартал начинается от площади Каталонии и простирается от Ла Рамбла до проспекта Виа Лаетана.

Своё название квартал получил благодаря сохранившимся постройкам, возведённым в Средние века, когда Арагон был одной из самых могущественных держав на Средиземном море.

В Готическом квартале сохранилась типичная для средневековых городов хаотичная планировка. Кривые улочки закрыты для проезда. Расположение улиц похоже на лабиринт, при том что небольшие улочки выходят к площадям.

Большинство построек датируются XIV—XV веками, однако сохранились и римские постройки правления Октавиана Августа. На месте площади Святого Иакова ранее находился римский форум, сохранились остатки Римской стены.

Собор Святой Евлалии является центральным пунктом Готического квартала.

В 1920-х квартал был отреставрирован, сейчас в нём находятся многие музеи и небольшие магазины. Также здесь находятся городская ратуша и правительство Каталонии.

Вместе с кварталами Ла Рибера и Эль Раваль Готический квартал образует Старый город.

Большая часть обитателей этого квартала — каталонцы, говорящие на национальном языке. Их здесь порядка 75%. Остальная часть населения — представители бывших колониальных стран. Большинство жителей придерживается католической веры.

Дворец Каталонской музыки

Дворец каталонской музыки — концертный зал в Барселоне, построенный архитектором Льюисом Доменек-и-Монтанером в стиле каталонского модерна, как будущая резиденция хорового общества каталонской музыки "Каталонский Офей" («Orfeó Català»), которое появилось после Всемирной выставки 1888 года, проходившей в Барселоне.

Он является единственным залом в Европе с естественным освещением. 

Президентом "Каталонского Орфея" в то время был Жоаким Кабот - представитель династии ювелиров, владевший солидной фирмой в Барселоне, ярый энтузиаст великой каталонской идеи возрождения каталонской народной музыкальной (в частности хоровой) культуры.

Именно Кабот дал старт сбору средств на музыкальную резиденцию "Орфея", положив в кассу собственный чек.

Составить конкуренцию в архитектуре Антонио Гауди мог только Луис Доменек-и-Мунтанер - мастер, по степени таланта исключительный. 

Проект строительства и бюджет были утверждены 31 мая 1904 года, а к концу года была выкуплена земля общей площадью 1350 м².

Строительство здания велось в основном на деньги пожертвований, первый камень был заложен 23 апреля 1905 года. Само строительство заняло чуть менее трех лет и уже 9 февраля 1908 года состоялось открытие. 

Получилась своеобразная выставка каталонских искусств и ремесел. Мозаика, скульптура, резьба по камню, работа с деревом, художественная ковка и литье, изумительного качества витражи - все это, объединенное национальной идеологией.

Дворец каталонской музыки делится на 6 символических помещений:
Концертный зал, где можно увидеть орган, расположенный над сценой, и центральный фонарь , который символизирует солнце. Зала наполнена естественным светом.
Маленький Зал, предназначенный для камерных концертов или мероприятий маленького размаха.
Зал для репетиции «Orfeó Català» подходит для небольших концертов , лекций , презентаций, и конечно, как видно из названия, для репетиций.
Зал Луиса Мийета - большая гостиная, посвященная мастер Луису Мийету, основателю хорового общества каталонской музыки «Orfeó Català».
Фойе Палау
Площадь Палау

Дворец расположен на тесной улице Каррер-дел-Палау-де-ла-Музика, в историческом квартале Барселоны Сан-Пере. Улица настолько узка, что невозможно посмотреть на здание целиком, находясь рядом с ним.

Архитектура выдержана в стиле каталонского модерна, где кривые линии преобладают над прямыми, динамические формы преобладают над статическим, а также широко применяются художественные орнаменты. Во время строительства здания был использован стальной каркас, что позволило создать обширные внутренние помещения.

Отделка фасада органично включает в себя элементы многих стилей. Здесь присутствуют элементы традиционной испанской и арабской архитектур. На втором уровне главного фасада расположены две колонны, каждая из которых покрыта разноцветными глазурованными плитками и увенчана канделябром. По настоящему впечатляет выступающая из угла здания, пободно бушприту корабля, монументальная скульптурная группа "Каталонская народная песня".

На главном фасаде над колоннами расположены большие бюсты Джованни Пьерлуиджи-да-Палестрины, Иоганна Себастьяна Баха, Людвига ван Бетховена, а бюст Рихарда Вагнера находится чуть в стороне.

Верхняя часть фасада украшена мозаикой, созданной Льюисом Бру-и-Салельесом. На этой большой аллегорической мозаике изображены члены хорового общества «Orfeó Català».

Первоначально гости заходили во дворец через две арки, которые разделены колонной. Внутри колонны находилась билетная касса, украшенная цветной мозаикой. Автор мозаики — Льюис Бру. 

Двойная лестница, богато изукрашенная каменной резьбой,  ведет наверх, где расположен концертный зал.  

Он вмещает в себя 2200 человек. Потолок представляет собой купол, состоящий из цветной стеклянной мозаики. В центре купола применяется мозаика золотых оттенков, что олицетворяет солнце, а вокруг используются синие оттенки, что олицетворяет небо. Стены, как и потолок, состоят в основном из витражей из цветного стекла.

В зале множество скульптур, выполненных мастерами начала XX-го века. Среди них скульптуры изображающие полет валькирий из оперы Рихарда Вагнера, бюст Людвига ван Бетховена и скульптуры крылатых лошадей-пегасов.

В центре сцены расположен флаг Каталонии. На самой сцене расположены 18 женских скульптур, изображающие греческих муз. Над сценой расположен орган, трубы которого символизируют мужские хоровые голоса.

Дворец - сверкающий бриллиант - упрятан в тесную коробку вплотную подтсупивших к нему зданий старого города, и разыскать его не так-то просто. 

В 1909 году Льюис Доменек-и-Монтанер за этот проект был награждён городским советом Барселоны за лучшее здание года. Позже он был также награждён золотой медалью города.

В период с 1982 по 1989 годы здание реставрировалось и расширялось по проекту архитекторов Оскара Тускетса и Карлеса Диаса. В 2006-2008 годах так же была проведена небольшая реставрация театра.

В 1997 году Дворец каталонской музыки был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Адрес:
Барселона, Каррер-дел-Палау-де-ла-Музика 4-6
Телефон:
+34 932 95 72 00
Режим работы:
С 9:30 до 15:30 - с сентября по июнь. С 9:30 до 18:00 - июль и август
Сайт:
www.palaumusica.cat