Парк Гуэля

Парк Гуэль в верхней части Барселоны, создан Антонио Гауди в 1900—1914 годах и сейчас является визитной карточкой города.

Парк был задуман графом Эусеби Гуэлем-и-Басигалупи, каталонским промышленником, меценатом и политиком, как зелёная жилая зона. 

Сын разбогатевшего на Кубе текстильного магната, образованный молодой человек имел прекрасный вкус. На переломе XIX и XX столетий его пленила идея английского архитектора Эбанайзера Ховарда «города-сада». То есть удаленного от центра района города, состоящего из изолированных друг от друга обширной садовой территорией коттеджей, созданного в максимальной гармонии с природой.

Для реализации своего проекта в 1901 году Гуэль приобрёл 15 гектаров земли, которая была разрезана на 62 участка под строительство частных особняков. Все участки были выставлены на продажу, но продать удалось только два. Пустынная местность, удалённая от центра города, не привлекала барселонцев.

К тому моменту Гауди, который, еще будучи студентом, отличился нестандартностью решений при создании нескольких практических работ в Барселоне. Он уже реализовал по заказу семьи Гуэль несколько проектов, включающих Дворец Гуэль на знаменитой барселонской Рамбле.

Идея Гуэля заключалась в создании удобного для жизни людей поселка с местом, где они могли бы встречаться — рыночной площадью, которую Гауди выполнил в виде греческого храма. 
Инициативой Эусебио Гуэля также было придать религиозно-мифологический оттенок оформлению входа в парк: длинную лестницу с фонтанами в виде дракона и змеи, по обеим сторонам которой располагались павильоны для обслуживающего персонала и охранников, увенчанные крестами.

Работы по созданию парка были начаты в 1901 году и велись в три этапа. 

Безудержная фантазия Гауди не признает стилевых канонов. Он создает свой стиль. Прямая линия, прямой угол игнорируются. Божественное начало — это кривая: гипербола, парабола, спираль…
Из камня и цемента Гауди плетет веревки, сети, лианы. Силой своего воображения он превращает камень в диковинных животных, причудливые цветы и деревья, насыщая ими парк. Однако, главная его задача — организовать пространство…

На первом этапе было выполнено укрепление и обустройство склонов холма «Лысая гора», расположенного в «верхней», ближней к горам, части Барселоны.
На втором этапе были проложены внутренние подъездные дороги, построены входные павильоны и окружающие территорию стены, создана колоннада рынка и возведён образец жилого дома для показа будущим покупателям.
Во время заключительного этапа проекта в 1910—1913 гг. была создана знаменитая извилистая скамейка и запланирована постройка нескольких особняков на проданных участках. 

Новые здания должны были стать дополнением к двум уже имеющимся домам, один из которых принадлежал другу Гауди адвокату М. Триасу-и-Доменеку и был выполнен по проекту архитектора Жули Бальевеля, а второй построен Франсеском Беренгером и выставлен на продажу.
Третий дом на территории парка, служивший образцом для потенциальных покупателей. 

Для создания эффекта смешения природы с архитектурой и естественных влажных гротов, колонны были облицованы необработанным коричневым камнем, а отдельные элементы просто выложены из него.

Для того чтобы подчеркнуть средиземноморский характер местности, Гауди распорядился посадить пальмы, а деревья, мешающие во время работ, выкапывались с корнями, чтобы вновь быть высаженными на свое место позднее. Постепенно неровная земля на горе превращалась в чудесный город-сад…

Центральный вход с двумя совершенно фантастическими по форме домиками является наиболее замечательным уголком парка. 

Правый павильон, увенчанным пятилучевым крестом, был предназначен под контору администрации парка, левый павильон был построен для привратника.
Причудливый декор этих сказочных домиков делает их скорее скульптурными, нежели архитектурными произведениями. 

Парадная лестница с фонтанами ведёт на рыночную площадь, известную как «Зал ста колонн». 

«Зал ста колонн» на самом деле содержит 86 колонн и имеет хорошую акустику, что часто используется местными музыкантами. Его потолок, имеющий замысловатую форму, украшен мозаикой и фальшивыми замка́ми всё с той же причудливой керамической облицовкой, что и скамейка парка. Под главной эспланадой находится скрытая система ливневой канализации, использовавшейся для водоснабжения парка: вода попадала в специальную цистерну по трубам, помещённым внутри колонн.

От главной площади парка и вокруг него протянута сеть пешеходных дорог и тропинок, ведущих в прогулочные аллеи, построенные Гауди из местного камня и за свой причудливый вид получившие название Птичьих гнёзд. «Гнёзда» выступают прямо из склонов холма и кажутся сросшимися с ним, а внутреннее пространство каменной галереи, организованное при помощи наклона колонн и опорных стен создаёт зачаровывающую игру перспективы.

На нижней площадке лестницы помещён любимый персонаж Гауди — мозаичная Саламандра, средняя площадка украшена медальоном с четырёхполосным каталонским флагом и головой змеи, а на верхней террасе, являющейся центром всего паркового ансамбля, находится длинная, изогнутая в форме морского змея скамья. При создании декора этой скамьи Гауди сотрудничал с одним из своих учеников Жузепом Марией Жужолем. Профилю скамьи была придана специальная форма, совпадающая с очертаниями тела сидящего человека. Гауди добился этого, усадив рабочего на непросохшую глину и «замерив» таким образом изгиб спины.

Проектируя дороги и улицы Парка Гуэль, Гауди старался не менять естественный рельеф. Вследствие этого появилось множество наклонных колонн, двухуровневых прогулочных галерей, которые будто растут из земли.

Продолжая руководствоваться желанием сохранить природу в исходном виде, Гауди делает прокладку туннелей Парка Гуэль и живописных поворотов. Некоторые из них выглядят настолько натурально, что похожи на входы в пещеры, созданные в Барселоне естественным путем. Несмотря на то, что эти постройки Парка Гуэль кажутся довольно хрупкими, они очень прочны и не нуждаются в реставрации даже спустя век. Еще одно доказательство факта, что Гауди делал свою работу на совесть.

Несмотря на строительство демонстрационного дома, был продан только один участок земли под застройку.

Близилась Первая мировая война, и барселонская буржуазия не спешила вкладывать деньги в коттеджи в выполненном в непривычной манере парке. Еще одной причиной провала проекта стало то, что для тех, кто хотел жить в Барселоне, парк был слишком далеко от центра, а для тех, кто хотел жить за городом, — слишком близко.

Кончина Эусебио Гуэля в 1914 году окончательно остановила работы над проектом, который так и остался незаконченной песней маэстро модернистской архитектуры, посвятившего себя в дальнейшем работам над Храмом Святого Семейства. 

Экономические неудачи проекта вынудили наследников Гуэля продать парк мэрии Барселоны, которая превратила его в городской парк.

В парке Гуэль всего было продано три дома. Адвокат Гуэля и Гауди, он же их хороший друг –  М. Триас-и-Доменек – стал первым обладателем дома в Парке Гуэль. Второй дом в 1906 году выкупил сам Гауди. Он сделал это из-за слабого здоровья отца и племянницы. Архитектор прожил на территории Парка Гуэль вплоть до 1925 года. Дом-образец выкупил сам Эусеби Гуэль, сделав собственной официальной резиденцией.

Все три дома в Парке Гуэль прекрасно сохранились до наших дней. 
Дом Эусеби был перестроен в муниципальную школу.
Дом Гауди после смерти архитектора стал музеем, который открылся в Барселоне в 1963 году. В этой части Парка Гуэль можно посмотреть на мебель, которую Антонио мастерил своими руками, а также образцы мебели для домов Бальо и Мила.
Дом адвоката в верхней части Парка Гуэль по сей день принадлежит его наследникам.

В 1962 году архитектурный ансамбль Парка был объявлен Художественным памятником Барселоны, в 1969 году — памятником национального значения, а в 1984 году парк Гуэль вместе с другими творениями Антонио Гауди включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Адрес:
Барселона d'Olot, 08024
Режим работы:
с 1 января по 16 февраля — 8:30 – 18:15; с 17 февраля по 24 марта — 8:30 – 19:00; с 25 марта по 29 апреля — 8:00 – 20:30; с 30 апреля по 26 августа — 8:00 – 21:30; с 27 августа по 27 октября — 8:00 – 20:30; с 28 октября по 31 декабря — 8:30 – 18:15.
Сайт:
www.parkguell.es

Отзывы

Добавить отзыв



Саграда Фамилия - Храм Святого Семейства

Дом Мила

Дворец Каталонской музыки

Дом Бальо

Старый город и Готический квартал

Приморская часть

Дворец Гуэля

Все достопримечательности Барселоны →