Дом Мила
Каса-Мила строился как жилой дом в 1906—1910 годах архитектором Антони Гауди для семьи Мила.
Здание расположено на пересечении бульвара Пасео-де-Грасия с улицей Карре-де-Провенса. Он стал последней светской работой Гауди, прежде чем он полностью посвятил себя работе над Храмом Святого Семейства.
Официальное название дома – «Каса Мила», по имени заказчика. Однако люди прозвали его «Ла Педрера», что означает «Каменоломня» за неровный и тяжеловесный фасад.
Проект этого здания Гауди стал новаторским для своего времени: продуманная система естественной вентиляции позволяет отказаться от кондиционеров, межкомнатные перегородки в каждой из квартир дома можно перемещать по своему усмотрению, имеется подземный гараж.
По проекту бельэтаж отводился под жилые помещения для семьи заказчика, а остальные этажи предназначались для сдачи в аренду, что было традиционно для того времени.
Финансовое положение Пере Мила заметно пошатнулось в ходе строительства дома. Причина в том, что в итоге здание превысило действующие нормативы по высоте и ширине, и власти Барселоны неоднократно штрафовали заказчика. Строительство дома было закончено уже без Гауди: из-за финансовых разногласий с заказчиком архитектор отказался от руководства проектом в 1909 году, а для получения гонорара был вынужден обратиться в суд.
Дизайн Каса Мила можно назвать модернизмом. Конструкция из железобетона с несущими колоннами позволила отказаться от необходимости несущих и опорных стен в здании.
Фасад напоминает скалы, омываемые морскими волнами. Кованые элементы балконов похожи на морские водоросли. Волнистые линии, переходящие одна в другую, и игра светотени создают иллюзию постоянного движения. Гауди был глубоко религиозным человеком, поэтому каждое его творение содержит определенную религиозную символику. На верхнем карнизе здания расположены резные бутоны роз с надписями из молитвы «Аве Мария» на латыни.
Предусмотренные проектом лифты не были установлены в ходе строительства и появились намного позднее.
Уникальные кованые решётки балконов стали результатом импровизации Жузепа-Марии Жужоля, который сотрудничал с Гауди и в других проектах.
Три внутренних дворика — один круглый и два эллиптических — наполняют помещения достаточным количеством света и свежего воздуха. Почти в каждом помещении имеется окно, в которое поступает дневной свет, что для того времени было в новинку. Все хозяйские комнаты выходят на улицу либо во внутренний двор квартала, окна хозяйственных помещений и комнат прислуги выходят в три внутренних дворика.
Выходящие в патио фасады здания покрыты полихромной росписью, в основном с растительными мотивами. Цветочный декор и навеянные мифологическими мотивами фрески также украшают потолки и стены двух входных вестибюлей и главной лестницы.
Отдельного внимания заслуживает терраса на крыше дома. Сочетание конических башен и витых колонн причудливой формы, покрытых керамической плиткой, создает непередаваемое впечатление.
Волнистая по очертаниям крыша следует ритму главного фасада, с чередованием выходов лестничных клеток, вентиляционных и дымовых труб. Многие из них выложены мозаикой тренкадис из фрагментов битой керамики, гальки, мрамора и стекла. Считается, что дизайн башен и колонн является предвестником появления абстрактного стиля в архитектуре.
Сегодня Дом Мила находится в собственности местного банка, который использует его под выставки и музеи.
Мансарда когда-то предназначалась для стирки и развешивания белья. Она опирается на 270 арок в форме цепной линии, сложенных из плоского кирпича. В ней разместилась постоянная экспозиция, посвященная жизни и творчеству Гауди. Здесь представлены его макеты, чертежи, эскизы, черновики, фотографии и документальные фильмы.
Одна из квартир четвертого этажа является музеем атмосферы барселонской буржуазии XX века, мастерски воспроизведенной с помощью домашней утвари той эпохи. Здесь можно ознакомиться с первоначальной планировкой и подлинными орнаментальными деталями, выполненными по эскизам Гауди, такими как дверные и оконные ручки, двери и покрытие полов.
На остальных этажах размещаются офисы, некоторые квартиры по-прежнему занимают каталонские семьи.
Кафе представляет собой сочетание стиля модерн и самобытности типичных старинных таверн-«фондас». Сюда можно зайти прямо с улицы, чтобы выпить чашечку кофе, пообедать или посидеть за бокалом вина.
В бельэтаже здания, где находилась квартира домовладельцев, господ Мила, теперь размещается выставочный зал площадью 1300 кв.м., в котором организуются временные экспозиции. В этом зале стоит обратить внимание на колонны с высеченными на них надписями и скульптурными декоративными мотивами.
В 1984 году Каса-Мила стал первым из сооружений XX века, включённым в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
- Адрес:
- Барселона, бульвар Пассеч-де-Грасия 92, на пересечении с улицей Карре-де-Провенса.
- Режим работы:
- каждый день с 9:00 до 20:00.
- Сайт:
- lapedrera.com.