Москва

Археологические раскопки показывают, что территория современной Москвы была заселена издревле. Самые ранние находки следов первобытной стоянки были обнаружены в Орехово-Зуевском районе V тысячелетия до нашей эры, а на территории Коломенского района IV тысячелетия до нашей эры.

Кости домашних животных, железные серпы и зернотёрки говорят о том, что финно-угорские племена активно занимались земледелием и скотоводством.


Самым старым московским домом считается жилище вятича-ремесленника, обнаруженное у современных Патриарших палат Кремля и датируется началом XII века.

Первое упоминание о Москве в Киевской Ипатьевской летописи относится к 1147 году. Эта дата стала годом рождения города. 

Села на территории современной Москвы принадлежали суздальскому боярину Кучке. По каким-то причинам боярин впал в немилость у Юрия Долгорукого, который казнил Кучку и завладел его землями.


Суздальский князь Юрий Долгорукий в 1156 году на обрывистом лесистом Боровицком холме, что высился над Москвой-рекой и устьем реки Неглинной, на месте древнего поселения построил новую деревянную крепость, будущий московский Кремль. Однако, есть сведения, что в 1156 году Юрий Долгорукий был в Киеве и вряд ли мог заниматься строительством на московских землях. Это даёт основание полагать, что на самом деле крепость заложил сын Юрия, Андрей Боголюбский. И в первых упоминаниях фигурирует город не как Москва, а Кучков.

Название города связано с именем реки Москвы. Славянская версия названия происходит от жившего здесь племени вятичей и указывает на то, что корень моск- означал «вязкий, топкий» или «болото, сырость, влага, жидкость». 

Согласно финно-угорской версии, слово Москва происходит из какого-то волжско-финского языка, и означает «река-Медведица», либо «Коровья река».


Будучи сначала дальним уделом Владимиро-Суздальского княжества, молодая Москва уже до начала XI в. превратилась в огромный город. 

Неоднократно пытались покорить Москву многочисленные враги. В 1238 г. Москву разорил Батый. Летопись упоминает применительно к Москве «церкви, монастыри, села», что говорит о значении и размерах города.

Родоначальником династии московских князей в 1263 году стал двухлетний сын Александра Невского - Даниил Александрович, который вначале состоял под опекой своего дяди, великого князя Ярослава Ярославича Тверского, а начиная с 1271 года правил самостоятельно вплоть до своей смерти в 1303 году. При Данииле владения Москвы расширились, к ним были присоединены соседние Коломенское и Можайское княжества, были основаны древнейшие из существующих московских монастырей: Богоявленский и Даниловский. 

В 1293 году Москва была разорена татарами Тудана. Даниил умер, оставив после себя пятерых сыновей, из которых наибольший вклад в историю города внесли старшие Даниловичи: Юрий и Иван Калита.

В 1325 году в Москву из Владимира перенёс свою резиденцию митрополит Киевский и всея Руси Пётр, после чего Москва стала одним из основных центров православия.


Иван Калита купил целый ряд земель: Углич, Галич Мерский, Белоозеро. При нем в Москве развернулось масштабное строительство, появились первые каменные здания, до этого город был полностью деревянным. В 1329 году была возведена церковь-колокольня Иоанна Лествичника, в 1330 году было завершено строительства храма Спаса на Бору, самой старой московской церкви, дожившей до XX века и разрушенной в 1933 году, в 1326 и 1333 годах взамен деревянных церквей были возведены белокаменные Успенский и Архангельский соборы, последний из которых стал усыпальницей московских правителей. В 1339 году Московский Кремль был обнесен новыми стенами и башнями из дуба.

В 1365 г. Москву уничтожил страшный Всесвятский пожар, названный по церкви Всех Святых, от которой распространился пожар. После пожара князь Дмитрий с боярами решил ставить каменную крепость. Она была возведена с исключительной быстротой в 1367—1368 годах, причём площадь защищённой территории заметно расширилась. Тогда же был построен каменный мост через реку Неглинную. С этих пор Москву начинают называть белокаменной.


А в 1382 г. золотоордынскому хану Тохтамышу обманным путем удалось взять Москву. Кремль был сожжен дотла. 

С 1359 по 1425 годы при Дмитрии Донском и его преемнике-сыне Василии Дмитриевиче Москва обрастает новым оборонительным кольцом монастырей. Были построены укреплённые Андроников (основан около 1357), Зачатьевский (около 1360), Симонов (около 1370), Петровский (около 1377), Рождественский (около 1386) и Сретенский (1397) монастыри.

Итогом правления Василия стало новое расширение подвластных Москве земель. К его владениям были присоединены Нижегородское и Муромское княжества, другие земли. В конце XIV и первые годы XV века в Москве работал Феофан Грек, который держал свою мастерскую и выполнял церковные и светские заказы, расписав княжеские терема и соборы Кремля.

В период правления великого князя Ивана III (1462-1505) Москва стала столицей централизованного государства. Иван III стремился превратить Москву в «третий Рим» взамен утратившего свое значение Константинополя. В столице Руси в больших масштабах развернулось строительство укреплений и храмов, грандиозная перестройка Кремля, и, прежде всего, его соборов. Тогда же было положено начало оформлению Красной площади. При нем и окончилось долгое ордынское владычество.

Строительство Москвы осуществлялось по кольцевому принципу. За кремлевской крепостной стеной последовала стена Китай-города. За ней стена Белого города, по очертаниям которой теперь проходит Бульварное кольцо Москвы. За Бульварным кольцом последовал Земляной вал, положивший начало Садовому кольцу. 

В XV в. Москва стала крупнейшим культурным центром, а по своей территории и численности населения превзошла Лондон, Прагу и другие европейские города.

К 1712 году столица России была переведена в Санкт-Петербург, в 1728 возвращена в Москву, а в 1730 вновь в Петербург, но Москва осталась местом коронации императоров.

В 1730 году в Москве впервые появилось уличное освещение.

В 1754 году Михаилом Ломоносовым по приказу императрицы Елизаветы основан Московский университет.

В 1771 году в Москве разгорелась эпидемия чумы и встал вопрос о необходимости водопровода. 28 июня 1779 года Екатерина II  подписала указ о строительстве московского водопровода.

Во время Отечественной войны 1812 года Москва была занята французами и сильно пострадала от пожара. После этого Москва полностью восстановилась, был построен Храм Христа Спасителя. К концу XIX века в Москве появился трамвай.

Новая советская власть в городе была установлена 3 ноября 1917 года, и в марте 1918 года из Петербурга переехало в Москву правительство во главе с Владимиром Ильичом Лениным. Москва была объявлена столицей нового государства, а в 1922 году — СССР.

В 1924 году открылось автобусное движение, в 1933 году был запущен первый троллейбусный маршрут, а в 1935 году для пассажиров открылась первая линия метрополитена.


С 1932 года в Москве уничтожено не менее 426 памятников мирового значения - ряд храмов и монастырей, в числе которых Храм Христа Спасителя, Страстной монастырь, Китай-городская стена, Казанский собор на Красной площади, Воскресенские ворота, Сухарева башня, памятники Александру II и Александру III. 

Однако и строится много учебных и культурных заведений — институты, театры, музеи, училища, вокзалы, больницы, родильные дома и приюты. 


Москва помнит многие разрушения и в течении более двух с половиной веков татаро-монгольского ига, и во время изнурительной борьбы с польско-литовскими интервентами, и войска Наполеона спалили город, но только немецко-фашистским захватчикам так и не удалось войти в город.

В 1947 году городу Москве исполнялось 800 лет, к этому торжественному событию правительством было решено возвести восемь высотных зданий. Они должны были олицетворять мощь великой страны и советского народа. С 1947 по 1957 годы были построены только семь оригинальных архитектурных гиганта, получивших в специальной литературе название сталинский ампир или советский монументальный классицизм.


В конце 1960-х — начале 1970-х годов серьёзной перестройке подвергся центр города. Ради расширения существующих улиц, строительства новых магистралей и типовых многоэтажных панельных домов были снесены очередные архитектурные памятники.


Появились крупные жилые районы: Медведково, Свиблово, Перово-Новогиреево, Тушино, Кузьминки, Выхино, Люблино, Беляево, Давыдково, Кунцево и др. А также начали строится крупные спальные жилые массивы Чертаново, Коньково, Печатники, Тропарево, Матвеевское, Теплый Стан.


В 2011-2012 годах границы Москвы расширяются и территория Москвы увеличивается в 2,4 раза за счет присоединения крупных участков Московской области. В рейтинге крупнейших городов мира Москва сразу же поднялась с 11-го на 6-е место по площади территории — 2 561 км2.


Сейчас в Москве 10 округов, которые делятся на районы.

1 Центральный административный округ: Арбат, Басманный район, Замоскворечье, Красносельский район, Мещанский район, Пресненский район, Таганский район, Тверской район, Хамовники, Якиманка.

2 Северный административный округ: Аэропорт, Беговой, Бескудниковский район, Войковский район, Восточное Дегунино, Головинский район, Дмитровский район, Западное Дегунино, Коптево, Левобережный, Молжаниновский район, Савёловский район, Сокол, Тимирязевский район, Ховрино, Хорошёвский район.

3 Северо-Восточный административный округ: Алексеевский район, Алтуфьевский район, Бабушкинский район, Бибирево, Бутырский район, Лианозово, Лосиноостровский район, Марфино, Марьина роща, Останкинский район, Отрадное, Ростокино, Свиблово, Северный, Северное Медведково, Южное Медведково, Ярославский район.

4 Восточный административный округ: Богородское, Вешняки, Восточный, Восточное Измайлово, Гольяново, Ивановское, Измайлово, Косино-Ухтомский, Метрогородок, Новогиреево, Новокосино, Перово, Преображенское, Северное Измайлово, Соколиная Гора, Сокольники.

5 Юго-Восточный административный округ: Выхино-Жулебино, Капотня, Кузьминки, Лефортово, Люблино, Марьино, Некрасовка, Нижегородский район, Печатники, Рязанский район, Текстильщики, Южнопортовый район.

6 Южный административный округ: Бирюлёво Восточное, Бирюлёво Западное, Братеево, Даниловский район, Донской район, Зябликово, Москворечье-Сабурово, Нагатино-Садовники, Нагатинский Затон, Нагорный район, Орехово-Борисово Северное, Орехово-Борисово Южное, Царицыно, Чертаново Северное, Чертаново Центральное, Чертаново Южное.

7 Юго-Западный административный округ: Академический район, Гагаринский район, Зюзино, Коньково, Котловка, Ломоносовский район, Обручевский район, Северное Бутово, Тёплый Стан, Черёмушки, Южное Бутово, Ясенево.

8 Западный административный округ: Внуково, Дорогомилово, Крылатское, Кунцево, Можайский район, Ново-Переделкино, Очаково-Матвеевское, Проспект Вернадского, Раменки, Солнцево, Тропарёво-Никулино, Филёвский Парк, Фили-Давыдково.

9 Северо-Западный административный округ: Куркино, Митино, Покровское-Стрешнево, Северное Тушино, Строгино, Хорошёво-Мнёвники, Щукино, Южное Тушино.

10 Зеленоградский административный округ: Матушкино, Савёлки, Старое Крюково, Силино, Крюково.


Дата возникновения:
1147 г.

Достопримечательности г. Москва

Московский Кремль и Красная площадь

Ансамбль Московского Кремля и Красной площади является символом России.   

Московский Кремль расположен на вершине Боровицкого холма, на левом берегу Москвы-реки. Территория имеет форму неправильного треугольника, площадь которого составляет 27 гектар.
Южная стена обращена к Москве-реке, северо-западная к Александровскому саду, восточная к Красной площади.    

Большая площадь возле Кремля появилась после сильного пожара.
Во времена правления Иоанна III в 1493 году деревянные здания Великого посада, подходившие к самым стенам Кремля,  дома и лавки купцов, выгорели практически полностью. Долгое время широкая полоса длиной почти 250 м оставалась незастроенной, и ее стали называть «Пожаром». Южную сторону этой площади ограничивал невысокий холм или «Взлобье», а северную часть Воскресенские ворота, ведущие в Китай-город.
Через просторный «Пожар» от кремлевских ворот проходили три мощеные улицы - Никольская, Ильинка и Варварка. Вдоль них располагались небольшие храмы и лавки для товаров. А на самой площади стояло несколько рядов, где торговали купцы.

При Иоанне IV Грозном площадь называли «Большой», а с середины XVI века незастроенное пространство перед Лобным местом начали именовать «Красной площадью». И, наконец, в 1661 году русский государь Алексей Михайлович подписал специальный указ, по которому такое название перешло и на оставшуюся часть площади.

Сегодня площадь имеет размеры 330 м на 75 м. В первый раз площадь целиком покрыли булыжником в 1804 году. До этого времени она была преимущественно деревянной.

Первая московская крепость возводится в 1156 году, а каменный кремль строит в 1366—1368 годах молодой московский князь Дмитрий Донской. Территория прежней деревянной крепости была расширена на северо-запад почти до современных размеров. Деревянные стены Кремля заменяются стенами и башнями из местного белого камня, с тех пор Москва стала называться «Белокаменной». В 1404 году Лазарь Серб собрал и установил первые часы близ Благовещенского собора на подворье князя Василия Дмитриевича.    

В 1485 году князь Иван III, прозванный Великим, поручил архитекторам из Северной Италии обновить облик Кремля. Первой была возведена Тайницкая башня под руководством итальянского архитектора Антона Фрязина. В 1495 году постройка новых стен и башен была завершена. На вершинах башен были сооружены каменные шатры, что изменило образ крепости ранней постройки. 

В 1479 году архитектор Аристотель Фиораванти из Болоньи построил  Успенский собор, самый большой храм Кремля, ибо старый, построенный Иваном Калитою, к тому времени уже сильно обветшал.

Строительство Великокняжеского дворца было начато Марко Фрязиным и Пьетро Антонио Солари в 1485 году и продолжалось до 1514 года. В 1487—1491 годах была построена парадная часть дворца - Грановитая палата, единственная, сохранившаяся до наших дней.

В 1505—1508 годах под руководством Бона Фрязина на территории Кремля была построена колокольня «Иван Великий», высота которой составляла около 60 метров.   

Архангельский собор был возведен в 1508 году. Для его строительства из Венеции пригласили итальянского архитектора, известного в России под именем Алевиз Новый. Снаружи Архангельский собор очень напоминает венецианские палаццо. И на этом формирование Соборной площади как главной площади Московского Кремля в основном завершилось.

Далее в Кремле итальянскими мастерами строятся новые храмы: собор Чудова монастыря (1501—1503), собор Вознесенского монастыря (1519), церковь Иоанна Лествичника (1505—1508), церковь Николы Гостунского, перестраивается храм Иоанна Предтечи у Боровицких ворот (1504).

С 1555 по 1561 годы на южной стороне Красной площади, недалеко от Спасской башни, по приказу царя Ивана Грозного в честь взятия Казани и покорения Астраханского ханства талантливыми зодчими Постником и Бармой строится собор Покрова на рву, известный нам как Храм Василия Блаженного.   

Почти одновременно с собором возникло Лобное место. Его соорудили на небольшой возвышенности и использовали для оглашения указов государя и проведения публичных казней. Поначалу Лобное место было сделано из дерева, но потом оно стало каменным.

Вдоль всей площади протянулась зубчатая стена Кремля с несколькими башнями - Никольской, Сенатской, Спасской, Царской, Набатной и Константино-Еленинской. Напротив Васильевского спуска стену замыкает угловая Беклемишевская башня.

В 1508 году вдоль стен был вырыт Алевизов ров, вода в который поступала из Неглинной. Кремль окончательно превратился в неприступную, окружённую водой со всех сторон крепость. При реставрации стен и башен в 1946—1950 годах и в 1974—1978 годах внутри их кирпичной кладки, в нижних частях и фундаментах были обнаружены белокаменные блоки, использованные в качестве забутовки. Возможно, что это и есть остатки белокаменных стен Кремля времени Дмитрия Донского.

 В 1532—1552 годах к колокольне Ивана Великого пристроили Воскресенскую церковь, в середине века перестроили Благовещенский собор, на Митрополичьем дворе появились церкви Соловецких чудотворцев и Трёх Святителей, неоднократно перестраивался и расширялся великокняжеский, а затем царский, дворец. Благовещенский собор стал девятиглавым, а главы его, как и главы Успенского собора, были покрыты золотом, вывезенным из покорённой Казани. На Троицком подворье возведена уникальная шатровая церковь.

В 1610—1612 годах Кремль был занят польско-литовским гарнизоном Александра Гонсевского и разорён.

С воцарением Романовых возобновилось активное строительство церковных и светских зданий. В 1624 году надстроена Спасская башня. В 1635—1636 годах построен Теремной дворец и дворцовые церкви. К концу века Кремль изменил свой цвет и из красно-кирпичного он стал белым.

В 1812 году Москва и Кремль были захвачены армией Наполеона. Французская армия вошла в Кремль 2 сентября 1812 года, а сам Наполеон — 3 сентября. Однако уже на следующий день он бежал из Кремля по потайному ходу под угрозой распространившегося огня.

В 1908 году между зданиями Сената и Арсенала около Никольской башни на месте гибели князя Сергея Александровича был воздвигнут крест-памятник.

Летом 1909 года по Красной площади был пущен трамвай. С 1938 года на площади разрешили движение автотранспорта.

Во время вооружённого восстания в октябре 1917 года Кремль серьёзно пострадал от артиллерийского обстрела. Были сильно повреждены стены, Спасская башня и Спасские часы, Никольская башня, Беклемишевская башня, почти все храмы на территории Кремля.

 В марте 1918 года в Кремль переезжает советское правительство во главе с В. И. Лениным. Его резиденцией и местом проживания советских вождей становятся дворцы и кавалерские корпуса. Доступ на территорию Кремля для обычных москвичей оказывается под запретом.

После смерти В.И. Ленина в 1924 году был построен Мавзолей. Сначала он был деревянным, а затем по проекту архитектора А.В. Щусева был перестроен в мраморе. В 1930-е годы были построены гранитные трибуны, а вокруг кремлевской стены посадили ели. 

В 1929—1930 годах были полностью снесены два древних кремлёвских монастыря, Чудов и Вознесенский, а также Малый Николаевский дворец. В конце 1932 года на месте уничтоженных памятников было построено здание военной школы им. ВЦИК в неоклассическим стиле. В 1933 году была сломана Церковь Благовещения на Житном дворе, пристроенная к Благовещенской башне в XVIII веке. В этом же году был уничтожен древнейший храм Москвы — Собор Спаса на Бору, располагавшийся во внутреннем дворе Большого кремлёвского дворца. В 1934 году на его месте был построен 5-этажный служебный корпус.

Во время Великой Отечественной войны Кремль был замаскирован. Целенаправленных бомбёжек Кремля немцы не могли произвести, так как Кремль визуально исчез. За время войны на территорию Кремля и Красной площади было сброшено 18 фугасных авиабомб весом от 50 до 500 кг и около полутора сотен зажигательных бомб.

Между Спасской и Никольскими башнями стоит гранитный Мавзолей В.И. Ленина, а за ним мемориальное кладбище, где покоятся руководители партии и правительства, а также иностранные коммунисты. Первыми возле кремлевской стены погребли жителей города, погибших во время Октябрьского вооруженного восстания. В ноябре 1917 года в братских могилах похоронили 240 человек.

Сейчас с севера панораму площади замыкает Исторический музей. Здание построили в конце XIX века по проекту архитектора Владимира Иосифовича Шервуда. Здесь собрано более 4,3 млн экспонатов по истории России.
Справа от него можно увидеть двухпролетные Воскресенские ворота и Иверскую часовню, восстановленные в 1990-е годы. Они перегораживают проезд между зданиями музея и Государственной Думы. Справа к ним примыкает Красный монетный двор, двухэтажная гражданская постройка, сохранившаяся в Китай-городе с XVII века. Сегодня во дворе этих двух зданий открыт музей, посвященный событиям войны 1812 года.
С юга на площади возвышается Храм Христа Спасителя. Перед собором стоит скульптурная группа «Минин и Пожарский», посвященная победе народного ополчения в Смутные времена 1612 года. Автором памятника является известный российский скульптор Иван Мартос. Открытие состоялось в 1818 году.

Напротив кремлевской стены протянулся фасад Главного Универсального магазина, которому тоже присвоен статус архитектурного памятника. Красивое трехэтажное здание в псевдорусском стиле возвели в конце XIX века по проекту Алексея Никаноровича Померанцева.

Угол Никольской улицы занимает живописный Казанский собор, украшенный аккуратными килевидными кокошниками. Его построили в начале 1990-х годов, точно воссоздав стоявший до него храм 1636 года, который уничтожили в период антирелигиозной компании СССР. 

С 1963 года площадь стала пешеходной, по ней запрещено движение автомобилей, мотоциклов и велосипедов.

В 1990 году архитектурный ансамбль Московского Кремля и Красной площади был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Памятники Московского Кремля и Красной площади являются лучшими образцами национальной архитектурной школы.

На протяжении многих веков Московский Кремль служил великокняжеской, а затем и царской резиденцией, а сегодня это резиденция Президента Российской Федерации.

Адрес:
г. Москва, Кремль    55.751617, 37.617887
Телефон:
Экскурсионное бюро +7 495 695-41-46, +7 495 697-03-49
Режим работы:
с 9:30 до 16:30 , Выходной — четверг
Сайт:
www.kreml.ru

Храм Василия Блаженного

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву больше известен как храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве,

Приставка "на Рву"напоминает о том, что через всю Красную площадь вдоль кремлевской стены c XIV века шел глубокий и широкий оборонительный ров, который был засыпан в 1813 г.. Его глубина была около 13 метров, а ширина около 36 метров.

Строительство «походных» деревянных храмов около Кремлевской стены в честь одержанных военных побед началось c Василия III, а их престолы посвящались тем святым, дни памяти которых приходились на дни побед.

Взятие Казани и присоединение Казанского ханства к Московскому государству произошло 2 октября 1552 года в день памяти Киприана и Иустины, на следующий день после Покрова Пресвятой Богородицы. И Иван Грозный повелел объединить эти церкви в один каменный храм во имя Покрова Богородицы.

Строительство храма началось в 1555 году. Основная его часть была возведена к осени 1559-го, а 29 июня 1561 был освящён весь собор. Этот день стал датой завершения строительства храма.

Собор имел необычную архитектурную композицию: 9 самостоятельных храмов были построены на едином основании и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, окружающими центральный храм.

Снаружи все церкви были окружены первоначально открытой галереей-гульбищем. Центральная церковь завершалась высоким шатром, приделы были перекрыты сводами и увенчаны куполами.

Ансамбль собора дополняла трехшатровая открытая звонница, в арочных пролетах которой висели массивные колокола.

В 1589 году пристраивается небольшой храм над могилой Василия Блаженного.

Василий родился в конце 1469 года в селе Елохово, сейчас это территория Москвы. Родители были крестьянами, и отдали его в обучение сапожному мастерству. Дар прозрения у Василия обнаружился случайно: к хозяину Василия пришёл человек заказывать сапоги и просил сделать такие, которые сгодились бы на несколько лет. Василий при этом улыбнулся. На вопрос хозяина, что означала улыбка, Василий ответил, что человек, заказывавший сапоги на несколько лет, умрёт завтра, что и случилось.
В шестнадцать лет Василий оставил хозяина и мастерство и начал подвиг юродства, без крова и одежды, подвергая себя великим лишениям, отягчая тело веригами.

Однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему неким боярином, задумали обманом выманить её у него. Один из них притворился мёртвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий покрыл мёртвого своей шубой и сказал при этом: «Шуба лисья, хитрая, укрой дело лисье, хитрое. Буди же ты отныне мёртв за лукавство, ибо писано: лукавии да потребятся». Когда лихие люди сняли с него шубу, то увидели, что дружок их уже мёртв.

Были и другие прозрения. Однажды он камнем разбил на Варваринских воротах образ Божьей Матери, который с давних пор считался чудотворным. На него набросилась толпа паломников, стекавшихся со всей Руси с целью исцеления, и начали его бить, а юродивый сказал: «А вы поскребите красочный слой!». Удалив красочный слой, люди увидели, что под изображением Богоматери скрывается «дьявольская харя».

Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного. Когда незадолго до кончины Василий тяжело заболел, он посещал его с царицей Анастасией.

Василий скончался 2 августа 1557 года и  был похоронен на кладбище Собора Покрова Пресвятой Богородицы.

В 1588 году от гроба Василия совершилось множество чудес, и Фёдор Иванович повелел устроить над его гробницей позолоченную серебряную раку, украшенную камнями и жемчугом. Так была пристроена десятая церковь, получившая его имя.
Для её устройства в северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь представляла собой самостоятельный храм с отдельным входом. Во времена Смуты поляки украли украшения с раки святого Василия, а в нижних церквях собора ставили лошадей.

Во второй половине XVII века деревянные навесы над гульбищем, часто сгоравшие при пожарах, заменили кровлей на арочных кирпичных столбах. Над папертью церкви Святого Василия Блаженного пристроили церковь святой Феодосии Девы.

В этот же период появляется полихромная орнаментальная роспись. Она покрывает вновь выстроенные крыльца, опорные столбы, наружные стены галерей и парапеты гульбищ.
Фасады церквей сохраняют в это время роспись, имитирующую кирпичную кладку.

В 1683 г. весь собор по верхнему карнизу был опоясан изразцовой надписью. Большие желтые буквы на темно-голубом фоне поливы изразцов сообщали об истории создания храма и его поновлении во второй половине XVII в. Надпись была уничтожена спустя столетие во время очередного ремонта.

В 1680-е годы возвели двухъярусную колокольню с открытой верхней площадкой для звона.

В 1770-1780-е годы к собору пристроили престолы последних деревянных церквей с Красной площади. Внутри церкви расписали масляным "сюжетным" письмом с изображением святых и сцен житийного содержания. Снаружи стены покрыли росписью, которая имитировала кладку из крупных валунов. Был заложен нижний нежилой ярус для проживания служителей храма. Колокольню объединили пристройкой со зданием собора. 

Тогда в храме значилось 18 церквей (престолов): Живоначальной Троицы, Входа в Иерусалим, Параскевы-Пятницы, Николы Великорецкого, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Варлаама Хутынского, Апостола Андроника, Киприана и Иустинии, Григория Армянского, Ризположения Богородицы (с мощами Иоанна Блаженного), Василия Великого, Девы Феодосии, Александра Свирского, Сергия Радонежского, Марии Египетской, Богоявления, Всех Святых, Трёх Патриархов. 

Специально для него в XVIII в. были написаны три уникальные фасадные иконы, по сей день хранящиеся в соборе: «Знамение со святыми на полях», ее реплика на деревянной основе и «Покров с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными».  Сюжеты Покрова и Знамения Богоматери несут в себе одну и ту же символическую нагрузку - заступничество Богоматери перед лицом врага, а также утверждение покровительства Богоматери православному народу.

В 1812 г. собор был лишь разграблен войсками Наполеона, но сразу же после войны отремонтирован и освящен. Территория вокруг собора была благоустроена и обнесена ажурной чугунной решеткой, выполненной по проекту известного архитектора О. Бове. 

 В 1916 году был пристроен последний придел, в котором находятся мощи святого Иоанна Блаженного. Все всегда знали о Василии Блаженном, а память о святом Иоанне была в тени. Иоанн же был не менее прославленным и почитаемым в народе.

Иоанн родился  3 июля 1589 в Вологде. Работал водоносом в солеварнях, затем пришёл в Ростов, где начал юродствовать. Носил на голове железный колпак, чем заслужил прозвище Иван-большой колпак. Под конец жизни поселился в Москве. Жил на улице, ходил полуодетым даже зимой. На теле носил вериги с медными крестами. Неоднократно встречался с Борисом Годуновым, говоря ему: «Умная голова, разбирай Божии дела; Бог долго ждёт, да больно бьёт».
Умер 3 июля 1589 года и был погребён по его желанию около собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву.

В 1918 году Покровский собор стал одним из первых культурных объектов, взятых под государственную охрану как памятник национального и мирового значения. 

С 21 мая 1923 года он открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. При этом до 1929 года в церкви Св. Василия Блаженного проводились богослужения. 

В 1928 году музей «Покровский собор» стал филиалом Государственного исторического музея. Несмотря на регулярные реставрационные работы, храм был всегда открыт для посетителей. Он закрывался только во время Великой Отечественной войны.

В 1990-м музей вновь начал собирать колокола, имеющаяся коллекция одна из наиболее богатых действующих собраний в России. В звоне собора имеются колокола весом от 8 кг до 2,6 т. Всего в музее 19 колоколов, созданных в 1547—1996 годах, отлитых в России и за рубежом.

Всего в соборе Василия Блаженного 9 иконостасов, в которых находится около 400 икон 16-19 веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ. Стены собора оформлены масляной живописью и фресками 16-19 веков. Представлена портретная и пейзажная живопись 19 века, церковная утварь 16-19 веков. Среди особо ценных экспонатов потир 17 века, принадлежавший царю Алексею Михайловичу.

С 1991 года Покровский собор находится в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской православной церкви.

Богослужения совершаются регулярно в воскресные дни и на второй день Светлой седмицы (Пасхи).

Собор входит в российский список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

В 2007 г. Покровский собор стал номинантом конкурса "Семь чудес России".

Адрес:
г. Москва, Красная пл., д. 2
Телефон:
8 (495) 698-33-04
Режим работы:
экскурсии проводятся ежедневно с 11:00 - 18:00. Первая среда месяца — санитарный день
Сайт:
shm.ru

ГУМ

Государственный универсальный магазин до 1953 года назывался Верхние торговые ряды.

Это крупный торговый комплекс в центре Москвы, который занимает целый квартал Китай-города и выходит главным фасадом на Красную площадь.

Начиная с XVII века в торговых рядах на Красной площади сосредоточивалась почти вся розничная и оптовая торговля Москвы. В то время в промежутке от Никольской улицы и Ильинки напротив памятника Минину и Пожарскому стояло длинное двухэтажное здание Верхних торговых рядов.  Позади теснилось множество небольших деревянных лавчонок, постоянно горевших во время пожаров. Особенно часто пожары случались зимой, из-за использования самодельных печей для обогрева приказчиков в морозы.

В XVIII веке при Екатерине II сам Кваренги начал разрабатывать проект грандиозного торгового центра в стиле классицизма. Но строительство до конца доведено не было.

После пожара 1812 года уже в 1815 году торговые ряды перестроил другой мастер классицизма, Осип Бове.

После постройки дом разделили на более чем 600 отдельных владений, находившихся в собственности более чем у 500 лиц. Когда в 1869 году пришло время провести капитальный ремонт, то оказалось невозможно получить единое согласие от всех. Здание пришло в ветхость такой степени, что однажды покупательница, примеряя в магазине платье, провалилась сквозь прогнивший пол и сломала ногу.

Городская управа в 1886 году закрыла Верхние торговые ряды под предлогом их аварийности. Лавки были перемещены во временные здания на Красной площади. Упадок торговли вследствие этих событий оказался настолько сильным, что лавковладельцы наконец решились приступить к реконструкции.

Городская Дума, заручившись поддержкой генерал-губернатора, обязала владельцев лавок составить акционерное общество "Верхние торговые ряды", и на общем собрании владельцев лавок был создан комитет, подготовивший устав общества, утвержденный царем.

Лавковладельцы вносили в акционерный капитал свои строения и участки под ними, а акции распределялись между ними пропорционально доходу от существующей недвижимости. Нежелающие участвовать в создаваемом обществе могли требовать выкупа их имущества, кроме того, московское городское самоуправление получило право принудительного отчуждения недвижимых имуществ у тех, кто вообще не желал от него отказываться. 

30 августа 1888 года состоялось официальное открытие акционерного общества. Правление возглавил промышленник А. Г. Кольчугин.

В ноябре 1888 года правлением общества был объявлен всероссийский конкурс на лучший проект здания Верхних торговых рядов. Из 23 проектов первой премии был удостоен Александр Померанцев. Его здание предполагало пересечение трех горизонтальных и вертикальных пассажей, соединявших улицы Никольскую и Ильинку.

Лавки стали ломать и в мае 1890 года состоялась закладка здания. За 2,5 года Верхние торговые ряды с двумя зданиями и подземной улицей, центральным отоплением и собственной электростанцией были построены архитектором Александром Померанцевым и инженером Владимиром Шуховым.

Торжественное открытие состоялось 14 декабря 1893 года. Здание открывал генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Федоровна.

Основное здание поставлено параллельно Кремлёвской стене, главный вход в ряды был устроен в центре фасада на Красной площади. Задняя часть основного корпуса выходит на Ветошный переулок. Основной корпус сооружён в виде пассажа — магазины размещены ярусами по сторонам широкого прохода-галереи, с остеклённым перекрытием.

Здание состоит из 16 корпусов, соединённых тремя продольными и тремя поперечными галереями, так же устроены три больших зала. Конструкция перекрытий линий выполнены в виде арок из стали с остеклением шестнадцатиметровых пролётов.

Постройка выдержана в псевдорусском стиле, а сдвоенные башенки над главным входом созвучны завершению соседнего здания Исторического музея. Во внешней отделке использован финский гранит, тарусский мрамор, песчаник.

Вся торговая площадь была поделена между торговцами, но уже не на лавки, а на салоны с хорошей мебелью, обилием зеркал и богатой отделкой. В 322 отделах магазина, расположенных на трех этажах, в продаже имелись практически все группы промышленных и продовольственных товаров. Шелковые и парчовые ткани братьев Сапожниковых, часы Михаила Калашникова, кондитерская Абрикосовых, парфюмерия Брокар.

Были открыты отделение Международного московского банка, граверная и ювелирная мастерские, парикмахерская, зубоврачебный кабинет, почтовое отделение, ресторан.

В мае 1891 года Генрих Брокар в арендованных залах выставил свою богатую коллекцию картин, редких книг и антиквариата. С 1895 года в рядах стали проводиться музыкальные вечера. С тех пор сюда стали приходить не только за покупками, но и на концерты знаменитых артистов.

В 1917 году после Октябрьской революции торговлю закрыли, товары реквизировали, в здании расположился народный комиссариат продовольствия. В рядах расположился склад реквизированного продотрядами и столовая для советских служащих.

1 декабря 1921 года Ленин подписал "Положение о Государственном универсальном магазине (ГУМ)", который стал символом НЭПа. А в 1930 году ГУМ был закрыт, и в здании располажились министерства и ведомства.

Согласно принятому в 1935 году Генеральному плану реконструкции Москвы, вместо ГУМа хотели построить высотку Наркомтяжпрома, но проект этот так и не был осуществлен.

24 декабря 1953 года ГУМ был реконструирован и открыт для торговли. В СССР это был самый крупный магазин. Общий ассортимент товаров насчитывал более 30 тысяч наименований.

В 1985-1987 годах очередная реконструкция и к ГУМу присоединили гастроном "Елисеевский".

В 1990 году магазин был акционирован, а в 1992 году приватизирован. Название «ГУМ» сохранено и используется наряду со старым названием «Верхние торговые ряды».

В декабре 1990 года ГУМ был преобразован в Акционерное общество (АО) "Торговый Дом ГУМ, с 1996 года в ОАО "Торговый Дом ГУМ".

В 2002 году компания "Перекресток" выкупила 10% акций ГУМа и в 2003 году довела свой пакет до контрольного.

В 2004 году компания ТД "Перекресток" продала контрольный пакет акций (более 50,2%) "ГУМ" группе Bosco di Ciliegi, одному из лидеров российского рынка одежды класса "люкс". 

С 2006 года на Красной площади открылся ГУМ-Каток.

С 2007 года в центре ГУМа вновь был открыт фонтан, запечатленный и в официальных хрониках ХХ века, и в миллионах частных фотографий. Восстановлен кинозал, вошедший в историю отечественного кинематографа. На внешнем фасаде реализован уникальный проект иллюминации.

Возрожден Гастроном №1, который когда-то создавал Анастас Микоян как практическое приложение к своей «Книге о вкусной и здоровой пище», с дизайном, одеждой продавцов и наличием в ассортименте некоторых классических товаров советской эпохи 1950-1960-х годов.
В советской стилистике выполнены кафе "Фестивальное", названое в честь Фестиваля молодежи и студентов, прошедшего в Москве в 1957 году и собравшего 34 000 человек из 131 страны мира. Об этом событии напоминают рисунки, лозунги на нескольких языках, размещенные на стенах. Так же Столовая № 57, классическая линия самообслуживания, идею которой Микоян подсмотрел в Америке в 1936-м, а смог реализовать только в эпоху оттепели.

В декабре 2011 года была полностью реставрирована дореволюционная туалетная комната, отделанная мрамором и гранитом. Там можно принять душ, в стоимость включен халат, полотенце и тапочки.

Открыт охраняемый девятиэтажный паркинг общей площадью 17 тысяч квадратных метров на семь надземных этажей и два подземных. Парковка вмещает 300 автомобилей.

ГУМ - это памятник архитектуры федерального значения и комфортная зона отдыха с ресторанами и кафе. Это художественная галерея и место проведения культурных мероприятий. Это неотъемлемая часть российской истории и символ Москвы.

Адрес:
г.Москва, Красная площадь, д. 3    55.754638, 37.621633
Телефон:
+7 (495) 788-4343
Режим работы:
Ежедневно с 10:00 до 22:00
Сайт:
gum.ru

Большой Театр

Государственный академический Большой театр России или просто Большой театр — один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета.

Комплекс зданий театра расположен в центре Москвы, на Театральной площади. Это объект культурного наследия народов России федерального значения.

Днем основания московского Большого театра считается 28 марта 1776 года, когда императрица Екатерина II подписала губернскому прокурору князю Петру Урусова «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет.

На первом этапе Большая оперная и Малая драматическая труппы составляли единую московскую труппу императорских театров.

В формировании труппы большую роль сыграл Московский университет и учреждённые при нём гимназии, в которых давалось хорошее музыкальное образование. 

Первое здание театра начали строить по проекту архитектора Христиана Розберга на правом берегу реки Неглинки. Князю П. Урусову было обременительные большие траты и он разделил свою «привилегию» с обрусевшим англичанином Майклом Медоксом, эквилибристом и театральным механиком, демонстрировавшим разного рода оптические приборы и прочие «механические» чудеса, а потом и вовсе передал ему свои права.

Трёхэтажное кирпичное здание с белокаменными деталями и под тесовой крышей поднялось за пять месяцев. Выходило оно на улицу Петровка, отсюда театр и получил свое название Старый Петровский театр.

В зале был партер, три яруса лож и галерея, вмещавшие около 1 тыс. зрителей, «маскерадная зала в два света», «карточная» и другие специальные помещения. В 1788 году к театру пристроили новый круглый маскарадный зал «Ротунду».Торжественное открытие состоялось 30 декабря 1780 года. 

Однако и Медокс не вылезал из долгов и постоянно просил займы у Опекунского совета. К тому же, в 1796 г. срок личной привилегии Медокса истек, так что и театр, и долги по нему были переданы в ведение Опекунского совета. 

В 1802-03 гг. театр был отдан на откуп князю М. Волконскому, владельцу одной из лучших московских домашних театральных трупп. А в 1804 году театр вновь перешел в ведение Опекунского совета и Волконский фактически был назначен его директором «на жалованье».

8 октября 1805 года здание сгорело и в течение трёх лет труппа была вынуждена давать представления в домашних театрах московской знати. 

Новое деревянное здание было построено К. И. Росси на Арбатской площади. Театр имел партер, бенуар, три яруса лож и раёк, отличался хорошей акустикой, его интерьеры были расписаны художником М. И. Скотти. Просуществовав четыре года, здание театра сгорело во время московского пожара 1812 года. После этого театр разместился на Знаменке в доме Апраксина. Театральное помещение в доме Апраксина было тесным и неудобным, вместо кресел там стояли обтянутые грубым сукном скамейки.

В 1816 году был объявлен конкурс на возведение нового здания театра. Победителем был признан проект профессора Императорской Академии художеств А. А. Михайлова. Однако его посчитали слишком дорогостоящим и московский губернатор князь Дмитрий Голицын поручил переработку архитектору О. И. Бове, который полностью сохранил основы композиции Михайлова, однако существенно изменил пропорции здания, уменьшив его высоту с 41 до 37 метров, а также внёс существенные коррективы в его наружную и внутреннюю отделку и развернул квадригу Аполлона к зрителям.

По замыслу Бове театр должен был стать композиционным центром ампирного города-храма, восславлявшего победу в Отечественной войне. Величие театра подчёркивалось разбитой перед ним строгой прямоугольной площадью, Проект был утверждён 10 ноября 1821 года, но ещё до его утверждения Бове приступил к постройке фундаментов театра по намеченному им плану, при этом часть фундаментов сгоревшего здания были сохранены.

Новый театр превзошел величиной столичный, петербургский Большой каменный театр и отличался монументальным величием, соразмерностью пропорций, гармонией архитектурных форм и богатством внутреннего убранства. Он оказался очень удобным. В здании имелись галереи для прохода зрителей, лестницы, ведущие на ярусы, угловые и боковые залы для отдыха и поместительные гардеробные. Огромный зрительный зал вмещал свыше двух тысяч человек. Оркестровая яма была углублена. На время маскарадов пол партера поднимали до уровня авансцены, оркестровую яму закрывали специальными щитами и получался прекрасный «танцпол».

В 1842 г. московские театры были вновь отданы в подчинение общей Дирекции императорских театров. Директором тогда был А. Гедеонов, а управляющим Московской театральной конторой назначили знаменитого композитора А. Верстовского.
И хотя на сцене Большого Петровского театра продолжали ставить драматические спектакли, однако все большее место в его репертуаре стали занимать оперы и балеты.

Здание Большого Петровского театра просуществовало почти 30 лет. Но 11 марта 1853 в театре снова вспыхнул пожар, который продолжался три дня и уничтожил все, что мог. Сгорели театральные машины, костюмы, музыкальные инструменты, ноты, декорации. Почти полностью было уничтожено и само здание, от которого остались только обгорелые каменные стены и колонны портика.

В конкурсе на восстановление театра выиграл профессор Петербургской Академии художеств, главный архитектор императорских театров Альберт Кавос. Строительство необходимо было завершить к торжествам по случаю коронации императора Александра II.

В мае 1855 г. началась реконструкция здания и 20 августа 1856 года, практически выстроенный заново,  открылся оперой «Пуритане» В. Беллини. 

Общая высота здания увеличилась почти на четыре метра. Портики с колоннами Бове сохранились и появился второй фронтон. Конная тройка Аполлона была заменена квадригой, отлитой из бронзы. На внутреннем поле фронтона появился алебастровый барельеф, представляющий собой летящих гениев с лирой. Над входами боковых фасадов были установлены наклонные козырьки на чугунных столбах.

Зрительный зал был спроектирован как огромный музыкальный инструмент. Стены отделаны деревянными панелями из резонансной ели, вместо железного потолка был сделан деревянный, и живописный плафон был сложен из деревянных щитов. Все в зале работало на акустику. Даже декор лож, выполненный из папье-маше. Ради улучшения акустики зала Кавос к тому же засыпал помещения под амфитеатром, где был размещен гардероб, а вешалки перенес на уровень партера. Поэтому во второй половине XIX века Большой театр считался одним из лучших в мире по своим акустическим свойствам.

Значительно расширилось пространство зрительного зала, что позволило сделать аванложи, маленькие гостиные. Шестиярусный зал вмещал почти 2300 зрителей. С обеих сторон возле сцены располагались литерные ложи, предназначавшиеся для царской фамилии, министерства двора и дирекции театра. Парадная царская ложа, немного выступающая в зал, стала его центром, противоположным сцене. Барьер Царской ложи поддерживали консоли в виде согнутых атлантов. Малиново-золотое великолепие поражало всех, кто входил в этот зал.

Люстра зрительного зала первоначально освещалась 300 масляными лампами. Чтобы зажечь масляные светильники, ее поднимали через отверстие в плафоне в специальное помещение. Вокруг этого отверстия была построена круговая композиция плафона, на котором академиком А. Титовым была выполнена роспись «Аполлон и музы». Эта роспись «с секретом», вместо одной из канонических муз, музы священных гимнов Полигимнии, Титов изобразил выдуманную им музу живописи с палитрой и кистью в руках.

Парадный подъемно-опускной занавес для начала и конца спектакля был создан итальянским художником, профессором Петербургской Императорской академии изящных искусств Казроэ Дузи. На нем был изображен «Въезд Минина и Пожарского в Москву». В 1896 г. его заменили новым «Видом на Москву с Воробьевых гор», выполненным П. Ламбиным по рисунку М. Бочарова. А для антрактов был выполнен еще один занавес «Торжество муз» по эскизу П. Ламбина. Это единственный сохранившийся сегодня в театре занавес XIX века.

Большой театр был построен на сваях. Постепенно верхняя часть свай сгнила, и это вызвало большую осадку здания. В 1895 и 1898 гг. был произведен ремонт фундаментов, который на время помог приостановить происходящие разрушения, но в 1902 году во время спектакля значительно осела стена зрительного зала, в результате чего заклинило двери в средние ложи и публика была вынуждена выбираться через соседние.

Последний спектакль Императорского Большого театра состоялся 28 февраля 1917 г. И уже 13 марта открылся Государственный Большой театр.

После Октябрьской революции власть победившего пролетариата имела идею закрыть Большой театр и снести здание, хоть в 1919 г. она присвоила ему звание академического.

Однако в 1922 году признали закрытие театра хозяйственно нецелесообразным. В Большом театре проходили Всероссийские съезды Советов, заседания ВЦИК, конгрессы Коминтерна. И образование новой страны, СССР, тоже было провозглашено со сцены Большого театра.

В августе 1921 года под руководством И. И. Рерберга начались работы по укреплению стены и продолжались в течение двух лет. В 1928 году архитектор П. А. Толстых перепланировал ряд лестниц и других помещений здания. Старый занавес с изображением квадриги Аполлона был заменён новым из окрашенного бронзой холста. В 1938 г. была произведена и капитальная реконструкция сцены.

В годы Великой Отечественной войны с октября 1941 по июль 1943 года часть коллектива Большого театра находилась в эвакуации в Куйбышеве, часть осталась в Москве и продолжила играть спектакли на сцене филиала. Многие артисты выступали в составе фронтовых бригадах, другие сами ушли на фронт.

22 октября 1941 года в четыре часа дня в здание Большого театра попала бомба. Взрывная волна прошла наискось между колоннами портика, пробила фасадную стену и произвела значительные разрушения в вестибюле. Несмотря на тяготы военного времени и страшный холод, зимой 1942 года в театре начались восстановительные работы.

И уже осенью 1943 года Большой театр возобновил свою деятельность постановкой оперы М. Глинки «Иван Сусанин».

В 1955 году на сцене театра появляется новый роскошный занавес из парчи, прозванный «золотым», с вытканной государственной символикой СССР, выполненный по проекту Ф. Ф. Федоровского, который на протяжении 50 лет был главным оформлением сцены. После реконструкции Большого театра, занавес в отреставрированном и слегка изменённом виде (были заменены гербы и надписи), вновь украсил сцену главного театра страны.

С 1976 года по 1991 год театр официально назывался «Государственный дважды ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР».

В 1975 году к празднованию 200-летия театра были проведены некоторые реставрационные работы в зрительном и Бетховенском залах. Однако вопросы неустойчивости фундаментов и нехватки помещений внутри театра решены не были.

Наконец в 1987 году было принято решение о необходимости срочной реконструкции Большого театра. Но в целях сохранения труппы театр не должен прекращать свою творческую деятельность. Нужен был филиал и 29 ноября 2002 г. Новая сцена открылась премьерой оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.

1 июля 2005 года Историческая сцена Большого театра закрылась на реконструкцию.  От исторического здания остались только три несущих стены, главный фасад и боковые, а под фундаментом был вырыт гигантский котлован глубиной более 30 метров. Торжественное открытие Большого театра после реконструкции состоялось 28 октября 2011.

Еще в 1913 году в Большом театре был установлен орган немецкой фирмы «Эберхард Фридрих Валькер». Однако он не сохранился и через сто лет в 2013 году был установлен новый духовой орган производства немецкой фирмы «Глаттер-Гёц». 
Инструмент занимает 7-е место среди духовых органов Москвы по количеству регистров. Он находится за порталом сцены с левой стороны, на специальной галерее, расположенной на высоте около 10 метров. 

После реконструкции Большой театр восстановил исторический облик, утраченный за годы советской власти. Зрительный зал обрёл тот вид, который задумал архитектор Альберт Кавос. Залы бывшего императорского фойе восстановлены по состоянию на 1895 год.

Были восстановлены помещения Главного вестибюля, Белого фойе, Хорового, Экспозиционного, Круглого и Бетховенского залов. На фасаде вновь знаменитая квадрига Аполлона, созданная скульптором Петром Клодтом. Особое внимание было уделено восстановлению легендарной акустики.

Сцена состоит из семи двухуровневых подъемно-опускных площадок. Эти платформы легко меняют свое положение, и сцена может становиться горизонтальной, наклонной или ступенчатой. Можно объединять пространство сцены и арьерсцены, что создает невероятную глубину сценического пространства.

Новая верхняя механизация сцены дала возможность полноценно использовать световые, звуковые и визуальные эффекты. Сценическое пространство оборудовано специальными современными устройствами для размещения осветительных приборов, аппаратурой для спецэффектов и акустики.

Под авансценой создано дополнительное пространство для оркестра. Увеличенная оркестровая яма стала одной из самых больших в мире и теперь может вместить до 130 музыкантов, что актуально для исполнения таких масштабных произведений, как, например, оперы Вагнера.

Для оказания помощи Большому объединилась группа меценатов. Таким образом, в 2001 году появился попечительский совет Большого театра.

Попечители помогли многим проектам театра, в том числе: реставрация исторического здания Большого театра, опера «Руслан и Людмила», балет «Спящая красавица», опера «Летучая мышь», балет «Пламя Парижа», опера «Снегурочка», балет «Тарантелла», балет «Золушка», балет «Ромео и Джульетта», частично финансировались гастроли балета Большого в Париже и цикл «Камерных вечеров» в Бетховенском зале, цикл симфонических концертов и Фестиваль в честь Майи Плисецкой.

С июля 2018 года председатель попечительского совета Андрей Костин.

Адрес:
Москва, Театральная пл., 1
Телефон:
Кассы Большого театра: +7 (495) 455-5555, Организация экскурсий: +7 (495) 621-3138
Сайт:
www.bolshoi.ru