Музей-заповедник Царицыно
Царицынский дворцово-парковый ансамбль, занимающий площадь более 100 гектаров, является памятником так называемой «русской готики» (псевдоготики), единственным дворцовым комплексом, разработанным в этом стиле.
Местность на территории современного Царицыно известна с конца XVI века как вотчина царицы Ирины, сестры Бориса Годунова. Тогда здесь стояло село Богородское. В период Смутного времени постройки Ирины Годуновой были уничтожены, все пришло в запустение, но люди верили, что здешние источники и грязи помогают справиться с любым недугом. Так появилось название Черная Грязь.
В 1633 году Черная Грязь перешла во владение бояр Стрешневых, родственников супруги Михаила Романова, а в 1684 году боярин Иван Фёдорович Стрешнев уступил село Чёрная Грязь своему внуку, Алексею Васильевичу Голицыну, сыну князя Василия Голицына, фаворита царевны Софьи. После низложения Софьи имущество князя Василия Голицына и его сына было конфисковано.
А по окончании Прутского похода в 1714 году Петр I подарил эти земли молдавскому князю Дмитрию Кантемиру за помощь в борьбе с Турцией.
Слухи о целебных грязях дошли и до Екатерины II. Весной 1775 года, проезжая во время прогулки из Коломенского по территории Чёрной Грязи, императрица была очарована красотами местности и без промедлений выкупила деревню Черная Грязь у князя Сергея Дмитриевича Кантемира.
В июне 1775 года для Екатерины II рядом с главным домом усадьбы Кантемиров за две недели был построен небольшой деревянный дворец из шести комнат по проекту архитектора Петра Плюскова и несколько временных служебных и парковых строений.
Екатерина была довольна и провела здесь все лето. Тогда же дала задание своему придворному архитектору Василию Баженову разработать проект подмосковной увеселительной резиденции. Государыня высказала пожелание, чтобы постройка была в «мавританском» или «готическом» стиле и пейзажный парк.
Этот проект был первым заданием подобного рода для русского архитектора: со времён Петра I и до Елизаветы Петровны строительством императорских резиденций в основном занимались иностранцы.
В начале 1776 года проект был готов. Баженов старался сохранить существующий ландшафт, разделив усадьбу на дворцовую, садовую и парковую зоны. Это был целый городок: в центре 5 дворцов для Екатерины и ее сына Павла с семейством, а вокруг них постройки для придворных, домики для прислуги, павильоны. Ансамбль дополняли мосты, декоративные строения и Кухонный корпус.
Проект строился по принципу «поэзии геометрии» из разнообразных геометрических фигур: шести и восьмигранные павильоны, полукруглый Малый дворец, квадрат со скругленными углами Кухонного корпуса. При этом главный дворец состоял из трех самостоятельных корпусов: центрального с парадными залами (Большой Кавалерский корпус), правого и левого с личными покоями императрицы и наследника.
В качестве основных строительных материалов был выбран красный кирпич и белый камень, что указывало на родство с московским барокко. Желание выявить натуральную красоту сочетания камня и кирпича, отказ от отделки штукатуркой были необычными для того времени решениями. Баженов в этом пошёл против канонов эстетики классицизма.
Ещё одним отступлением от классицистических канонов стал общий принцип решения дворцового ансамбля: Баженов отказался от монументальности, величественных форм единого дворца.
Вместе с проектами сооружений ансамбля был распланирован пейзажный парк при сохранении большинства посадок существовавшего регулярного. Главные аллеи регулярного парка в новом проекте сохранились, а Берёзовая перспектива стала одной из центральных композиционных осей застройки.
Баженов совершенно по-новому решал ряд архитектурных задач, до него реализацией подобных идей не занимался никто из российских архитекторов.
Ансамбль был спроектирован таким образом, чтобы на двух главных подъездах к нему — с запада по основной дороге из Москвы и с севера, от ведущей из Коломенского Каширской дороги отдельные постройки воспринимались единым целым. Четырёхсотметровые фасады Царицына с дальних точек обзора должны были восприниматься слитно.
Другой градостроительной задачей была визуальная связанность Царицына с Коломенским, в то время царской резиденцией, расположенной к югу от центра Москвы.
И ещё две градостроительные задачи: торжественно оформить южный подъезд к Москве и связать его с Кремлём и парадной Петербургской перспективой. Ансамбль раскрывался не только с Каширской, но и с Серпуховской дороги в районе села Котлы. В этой точке можно было одновременно видеть как Царицыно, так и Кремль. Такое решение было политически значимым: именно по Серпуховской дороге в Москву прибывали посольства из Персии и Турции.
Сейчас оценить эти градостроительные замыслы Баженова невозможно — современная застройка полностью скрыла виды Коломенского из Царицына, также как и величественные панорамы со стороны Котлов.
Екатерина II одобрила проект Баженова, и уже в мае 1776 года началось строительство. Но уже к концу года возникли сложности с финансированием. В результате строительство растянулось на 10 лет вместо запланированных трех. Чтобы не останавливать работы, Баженов брал кредиты на свое имя и вел стройку за свой счет. Из-за этого архитектору пришлось продать дом в Москве вместе со всей обстановкой и библиотекой. Но все равно к 1784 году на Баженове числилось 15 000 рублей долгов.
За время строительства Царицыно архитектор написал много писем с мольбой о выделении финансирования. Недостающую сумму все-таки выделили, и все запланированные постройки, кроме Конюшенного корпуса и башни с часами, были завершены. Начались отделочные работы.
В первых числах июня 1785 года Екатерина II приехала в Москву и отправилась осмотреть Царицыно. Вердикт императрицы был суров: здесь невозможно жить, лестницы узки, потолки тяжелы, комнаты и будуары тесны, залы, будто погреба, темны. Она приказала разработать новый проект главного дворца. Баженова от строительства отстранили, а новым архитектором назначили его ученика Матвея Казакова.
В феврале 1786 года Казаков подготовил новый проект Большого дворца. Он попытался сохранить выбранный Баженовым стиль, но сделал дворец доминирующим элементом застройки.
Императрица проект одобрила, но в конце 1780-х потеряла интерес к своей подмосковной затее и перестала выделять деньги на строительство. В 1790 году строительство остановилось из-за русско-турецкой войны, в октябре 1791 года умер Потемкин, а в ноябре 1796 скончалась и императрица.
К тому времени строительство Большого Царицынского дворца завершилось вчерне, и здание покрыли временной крышей. Начались отделочные работы: 17 помещений дворца имели паркетные полы и отделку потолков. В остальных постройках отделкой еще не занимались.
Павел I посетил Царицыно в марте 1797 года и приказал остановить работы. Больше строительство не возобновили, и во дворце так никто и не жил. Недострой быстро пришел в запустение, и уже в начале XIX века постройки начали разрушаться и зарастать зеленью.
Только Иван Еготов, ученик Баженова и Казакова, завершил формирование пейзажного парка: поставил на месте нескольких деревянных каменные павильоны и беседки, устроил аллеи и мостики, насыпал искусственные острова на Царицынских прудах, приспособил некоторые баженовские строения под чайные домики. Это сделало Царицыно популярным местом пикников и прогулок.
Александр I иногда бывал в Царицыне на рыбной ловле в царицынских прудах. Однако о возрождении царицынских дворцов Александр I не помышлял.
В 1860 году императорская семья обнаружила, что содержание усадьбы Царицыно не приносит доходов. Ее передали в Департамент уделов. Парк хотели продать, но покупателей не нашлось. Тогда часть царицынских земель отдали в аренду под дачи. В разные годы здесь снимали дачи многие знаменитости: писатели Ф. М. Достоевский, Ф. И. Тютчев, А. Н. Плещеев, А. П. Чехов, И. А. Бунин, Леонид Андреев, Андрей Белый, Н. Д. Телешов, композиторы М. А. Балакирев и П. И. Чайковский, историки И. Е. Забелин и В. О. Ключевский, естествоиспытатель К. А. Тимирязев, председатель первой Государственной Думы С. А. Муромцев. К началу XX века в Царицыне и близлежащих деревнях насчитывалось около тысячи дач, при том, что они считались очень дорогими.
Но если некоторые здания арендаторы хотя бы иногда ремонтировали, то состояние бесхозных дворцовых построек только ухудшалось. В 1880 году на Большом Царицынском дворце частично обрушилась крыша. Тогда ее окончательно разобрали, а здание законсервировали.
В первые годы советской власти в Первом кавалерском корпусе расположился революционный орган местной власти — Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
21 июля 1927 года в здании Третьего Кавалерского корпуса открылся музей Царицыно. Но уже в 1930 его переименовали в «Ленинский краеведческий музей садово-огородного района», а в 1937 году закрыли.
В Хлебном доме в начале 1920-х годов стихийно возникли коммуналки. Они просуществовали до 1970-х. А храм в Царицыно закрыли еще в 1939 году. В его здании устроили трансформаторную подстанцию. В 1936 появился проект приспособления усадьбы под дом отдыха, но помешала Великая Отечественная война.
В феврале 1984 года Царицынский ансамбль передали в ведение Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР. В 1993 его переименовали в Государственный музей-заповедник «Царицыно». Началась научная реставрация усадьбы.
В 2004 году в Царицыно развернулись работы по восстановлению Большого дворца и реконструкции ансамбля и парка. Проект вызвал большие возражения. Сама идея, по мнению критиков, была ошибочна: с позиций сохранения исторической достоверности нельзя восстанавливать то, что не было достроено в силу исторических обстоятельств. Дмитрий Швидковский, ректор МАрхИ, отмечал, что достройка по сути уничтожала памятник, так как при этом радикально менялось восприятие сооружения. Несмотря на это, проект восстановления Большого Царицынского дворца в 2005—2007 годах осуществился полностью.
В короткие сроки был проведён большой объём строительных, восстановительных и реставрационных работ, и 2 сентября 2007 года, в День города Москвы, состоялось официальное открытие реконструированного дворцового комплекса.
В ансамбле парка доминирует Большой Царицынский дворец. Сейчас там музей.
О назначении остальных построек нигде не описано, вероятно они предназначались для дворцовой прислуги. Три здания условно назвали «Кавалерскими корпусами».
Они появились в XIX веке и раскрывают смысл баженовской «поэзии геометрии»: круглый зал Третьего Кавалерского корпуса выходит наружу в виде полуротонды, Второй Кавалерский корпус восьмигранный, а маленький Первый Кавалерский корпус построен углом. Они имеют общие черты в оформлении — портики с изящными кирпичными колоннами и фронтоны-кокошники со сходным рисунком.
В советское время в Первом Кавалерском корпусе размещались органы местной власти, потом музыкальное училище. В Третьем корпусе первый музей, закрытый в 1937 году, и сельский клуб. В процессе реставрационных работ 1988—2003 годов зданиям вернули их первоначальный облик. Сейчас в них располагаются административные и культурно-образовательные службы музея-заповедника «Царицыно».
Хлебный дом (Кухонный корпус) получил название по двум горельефам-эмблемам в виде каравая с солонкой на фасаде. Над ними размещается вензель из букв «Х» и «С» (хлеб-соль). Площадь Хлебного дома более 4 000 м2, так как в цокольном этаже планировалось разместить погреба и ледники. Сейчас здесь выставочный зал.
Галерею между Хлебным домом и Большим дворцом Баженов построил в 1784-1785 годах. Она не несет никакой функциональной нагрузки. Видимо, единственная цель создания арки-галереи — зрительно связать дворцы и Кухонный корпус.
«Оперный дом» - одна из лучших построек Баженова в его творческом наследии. После реставрации в здании стали проводить концерты.
Малый дворец предназначался под личные покои императрицы. Площадь этого здания с вензелем Екатерины II невелика около 200 м2.
Большой мост задумывался как парадный въезд. Но его строительство было непростым делом, так как в этом месте оказалось огромное количество ключей. Они размывали грунт, поэтому пришлось поставить мост на сваи.
Для въезда со стороны Шипиловских прудов поставили Фигурный мост. Он напоминает готическую стену с башнями.
Северную часть дворцовой площади замыкает храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник», расположенный между Вторым Кавалерским корпусом и Фигурным мостом. Это единственная постройка усадьбы Кантемиров, которую Баженов включил в свой ансамбль.
Храм построен на месте деревянной церкви усадьбы Голицыных в 1722 году по повелению Дмитрия Кантемира.
В 1759—1765 годах у него появился северный придел во имя великомученика Димитрия Солунского. Стилистически здание представляет собой характерную храмовую постройку елизаветинского барокко: восьмигранный центральный объём, устроенный по принципу «восьмерик на четверике» увенчан гранёным куполом; сдвоенные пилястры, оконные наличники акцентированы окраской в белый цвет.
В 1883—1885 годах пристроили южный придел во имя иконы Казанской Божией Матери, трапезная была расширена. Колокольня была перестроена в три яруса.
В годы Советской власти здание использовалось для размещения трансформаторной подстанции; церковные реликвии были разграблены. В 1990 году храм передан Русской православной церкви. Реставрационные работы завершились в 1998 году.
Башня Руина - сооружение, имитирующее развалины крепостной стены с угловой башней, стоит на крутом холме в месте излучины Верхнего Царицынского пруда. Строительным материалом послужил грубо обработанный камень, сложенный нарочито небрежно. Имеются фрагментарные вставки из красного кирпича. Необычный силуэт Башни-руины удачно вписан в окружающий ландшафт, а с её смотровой площадки открываются живописные панорамы парка.
Беседка «Храм Цереры» - круглая купольная беседка-ротонда с восемью колоннами ионического ордера отличается особой стройностью, изяществом и совершенством пропорций. Такому восприятию способствует интересный архитектурный приём: колонны на 5 см наклонены к центру беседки. Местоположение выбрано не случайно. На этом холме в июне 1775 года располагался шалаш, в котором отдыхала Екатерина II и её двор, наблюдавшие за праздником сенокоса, устроенным Григорием Потёмкиным. Отсюда и название в честь Цереры, богини плодородия.
Павильон «Нерастанкино» построил Еготов в 1803-1804 годах на смотровой площадке на холме у Верхнего пруда. На пруду устроили искусственный остров с аркой-руиной. С начала XIX века за павильоном закрепилось второе название — Храм меланхолии. А название «Нерастанкино» обычно связывают с фразой «не расстанешься», имея в виду, что гостям трудно расстаться с красотами Царицыно. Реставрационные работы в 2006—2007 годах вернули павильону и арке их исторический облик.
Сегодня Царицыно — не просто музей-заповедник, а огромный культурный центр. В здании большого дворца представлены выставки, посвящённые истории усадьбы, императрице Екатерине II, археологическим находкам, обнаруженным на территории парка. Здесь устраиваются художественные выставки, посвящённые как искусству старых мастеров, так и новейшим концептуальным течениям. «Царицыно» — крупнейшая концертная площадка в Москве, в залах Большого дворца и Атриуме Хлебного дома проходят концерты классической и джазовой музыки. Музей-заповедник «Царицыно» — популярный детский образовательный центр.
Также в Царицыно есть поющий фонтан, а в теплое время курсируют экскурсионные электромобили.
- Адрес:
- Москва, ул. Дольская, д. 1
- Телефон:
- +7 495 322-44-33
- Режим работы:
- Музей вт–пт:10:00—18:00, сб:10:00—20:00, вс:10:00—19:00, пн:выходной, Оранжереи ср-пт:10:00—18:00, сб:10:00—20:00, вс:10:00—19:00, пн-вт:выходной, Парк ежедневно: 6:00—24:00
- Сайт:
- tsaritsyno-museum.ru