Храм Христа Спасителя

Кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви, известный нам как Храм Христа Спасителя, в Москве был построен как храм‑памятник, посвященный Отечественной войне 1812 года.

Идея возведения храма принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I, который в конце 1812 года издал манифест о создании храма в ознаменование "благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели".

Кикин хотел возродить древнерусскую традицию обетных храмов. По традиции такие обетные храмы строились в честь церковных праздников или в честь святого. Но этот храм воздвигли во имя самого Спасителя. По задумке Александра Витберга, первого архитектора собора, храм должен был быть величественным и колоссальным, и слава его должна была превзойти славу Собора Петра в Риме.

12 октября 1817 года, в пятилетнюю годовщину освобождения Москвы от французских войск, на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя. За проект отвечал 28-летний художник Карл Витберг. Выбор местоположения был исторически обусловлен. Путь к храму располагался между Смоленской и Калужской дорогами к Москве, по одной из которых войска Наполеона вошли в город, по другой — его покинули.

Однако проект не был осуществлен, так как возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи. После смерти Александра I в 1825 году новый император Николай I приказал приостановить все работы, в 1826 году строительство было прекращено.

22 апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, автором которого был архитектор  Константин Тон. Император лично избрал место для сооружения Храма на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский женский монастырь, памятник XVII века, и церковь Всех святых, находившиеся на этом месте, были разобраны, монастырь переведен в Красное село (сейчас Сокольники). Сохранилось предание, что игуменья, недовольная сносом исторических построек и переносом Алексеевской обители, прокляла строителей и предрекла: «Сему месту быть пусту».

22 сентября 1839 года на Волхонке состоялась торжественная закладка нового храма. К 1841 году стены достигли уровня цоколя, а через восемь лет был завершён свод большого купола.
В плане храм имел форму равноконечного креста. Основой его стиля был выбран византийский.

Высота храма от основания до креста составляла 103,5 метра (высота креста — 8,5 метров). Стены, толщина которых достигала 3,2 метра, были выложены из кирпича и частично белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов. Четыре мощных столба‑пилона поддерживали центральный барабан. Храм стал самым высоким сооружением в Москве и самым вместительным храмом в стране.

На цокольном этаже здания, опоясывающим коридором распологался первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы скульпторов Александра Логановского, Николая Рамазанова, Петра Клодта, Антона Иванова. 

Интерьер храма освещали 60 окон. Над живописным оформлением храма в течение 23 лет трудилась большая группа художников  Императорской Академии художеств, среди которых были известные живописцы  Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Верещагин, Генрих Семирадский, Алексей Корзухин, Фёдор Бруни, Константин Маковский и др.

Храм строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя, в 1846 году сведен свод большого купола, три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду. После смерти Тона в 1881 году стройку возглавил его ученик академик Александр Резанов. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари.  

25 декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование Кафедрального собора во имя Христа Спасителя, утвержден штат духовенства. 

7 июня 1883 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма, совпавшее с днем коронования императора Александра III. 24 июня того же года совершилось освящение придела во имя святителя Николая Чудотворца, а 20 июля был освящен второй придел во имя святого князя Александра Невского, и в храме начались регулярные богослужения. 

С 1901 года в храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве.  Регентами были композиторы Александр Архангельский и Павел Чесноков. Коллектив исполнял произведения церковного композитора Александра Кастальского, здесь также звучали голоса Фёдора Шаляпина и Константина Розова.

Весной 1912 года в сквере возле храма был установлен памятник императору Александру III и Николаю Гоголю, которые были разрушены в 1918 году. Храм располагал богатой библиотекой, по которой проводились экскурсии.

В храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500‑летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100‑летие Отечественной войны 1812 года, 300‑летие Дома Романовых.

В августе 1917 года в Храме Христа Спасителя состоялось открытие Поместного собора, на котором после 200‑летнего перерыва был избран патриарх Тихон, ныне причисленный Русской православной церковью к лику святых.

После революции 1917 года, с января 1918 года, большевики прекратили финансирование церквей. В феврале 1918 года для предотвращения закрытия храма было создано Братство Храма Христа Спасителя, содержавшее храм. 

В мае 1922 года произошел раскол в Православной российской церкви. Из нее вычленилась группа православного духовенства, взявшая название «Живая церковь» (обновленцы), которая признавала «справедливость совершившегося в стране социального переворота» и тесно сотрудничала с большевистским правительством, и в первые годы деятельности стала опорой репрессивных органов.

Она попыталась отстранить от церковного управления предстоятеля Русской церкви патриарха Московского и всея России Тихона, для чего было образовано «Высшее церковное управление» (ВЦУ).

6 июня 1922 года ВЦУ вынесло постановление, в котором просило государственную власть произвести следствие по делу о контрреволюционной деятельности в храме Христа Спасителя. Просьба была удовлетворена. Патриарх Тихон был арестован. Настоятелем храма стал один из лидеров обновленчества митрополит Александр Введенский. 

На заседании Политбюро ВКП(б) от 5 июня 1931 года, посвящённом проекту реконструкции Москвы, было подготовлено решение возвести Дворец Советов на территории храма Христа Спасителя. И  5 декабря того же года произвели два взрыва, после первого храм не был разрушен до конца. На разбор обломков и завалов, оставшихся после взрыва, ушло почти полтора года. Сохранилась часть наружных белокаменных барельефов, позже вмонтированных в стену Донского монастыря. 

Рытьё котлована началось в 1935 году, а к 1939-му был завершён фундамент высотной части здания. Великая Отечественная война (1941‑1945) помешала осуществить план постройки Дворца. Часть металлических конструкций пошла на изготовление противотанковых ежей для обороны Москвы. От идеи строительства Дворца Советов окончательно отказались в 1956 году. А в 1960 году на месте фундамента был оборудован открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994-го.

31 мая 1994 года Московской патриархией и мэрией города было принято решение о воссоздании Храма Христа Спасителя в прежних архитектурных формах.. Совет по воссозданию религиозного сооружения возглавили патриарх Алексий II и мэр Москвы Юрий Лужков. 7 января 1995 года в праздник Рождества Христова они заложили памятную капсулу в основание храма.

Первые строительные работы начались 29 сентября 1994 года, и через шесть лет все внутренние и внешние отделочные работы были завершены.

19 августа 2000 года в день Преображения Господня патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя.

Проект нового храма выполнен архитекторами Михаилом Посохиным, Алексеем Денисовым. Вскоре Денисов отошёл от работ, а его место занял Зураб Церетели, который окончил строительство.
Скульптор изменил первоначальный проект, утверждённый московскими властями, ввёл во внешнее оформление храма новые детали, что и послужило поводом для критики. Церетели решил выполнить наружную отделку стен в бронзе, хотя в истории русского церковного зодчества не найти ни одного примера, когда в этом случае использовался бы металл.

Храм был достроен, но это уже не тот храм, что стоял здесь сто лет назад, несмотря на внешнее сходство. Убранство храма задумывалось Тоном как летопись Отечественной войны 1812 года в сюжетах Евангелия, но теперь эту своеобразную каменную книгу невозможно читать без обращения к архивным источникам.

Работы по воссозданию художественного убранства исполнены выпускниками Санкт-Петербургского института имени Репина и Московского института имени Сурикова. Наиболее масштабные работы по росписям сводов главного купола и приделов, а также барабана были выполнены мастерами под руководством Зураба Церетели.. Воссоздание скульптурного убранства фасадов храма осуществлено под руководством академика Юрия Орехова. Колокола были отлиты на Заводе имени И.А. Лихачева (АМО ЗИЛ). 

Храм Христа Спасителя является самым большим собором Русской православной церкви и может вмещать до 10 тысяч человек. Его общая высота достигает 103 м, что на 1,5 м выше, чем Исаакиевский собор, высота внутреннего пространства 79 м, толщина стен около 3,2 м. Размер главного креста 8,5 м, других крестов 6,5 м. В плане храм выглядит как равносторонний крестоколо 80 м шириной. Облик храма повторяет традиции русско-византийского стиля, пользовавшегося поддержкой императора на момент начала строительства. Роспись внутри храма занимает около 22 000 м², из них 9000 м² покрыты сусальным золотом. Объём здания — 524 000 м³.

В состав современного комплекса входят:
Верхний храм — собственно храм Христа Спасителя. Имеет три престола: главный освящён во имя Рождества Христова и два боковых на хорах в честь Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). 
Нижний храм — Преображенская церковь, воздвигнутая в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный в честь Преображения Господня и два малых придела в честь Алексия, человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. 
Стилобатная часть, в которой размещаются музей храма, зал Церковных соборов, зал Высшего церковного совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения.
Под храмом расположена двухуровневая подземная парковка на 305 мест с автомойкой. 

В колоннах Храма и в стилобатной части установлены лифты. Стены и несущие конструкции храма изготовлены из железобетона с последующей облицовкой кирпичом. Для наружной отделки использовался мрамор месторождения Коелга (Челябинская область), цоколь и лестницы из красного гранита Балморалского месторождения (Финляндия).

Трапезные Храма Христа Спасителя устроены таким образом, что могут использоваться, как по отдельности, так и вместе, соединяясь в одну большую трапезную в особые дни.

Зал Церковных соборов Храма Христа Спасителя изначально был предназначен для поместных и архиерейских Соборов, однако здесь проводятся и значимые светские мероприятия. Зрительный зал в зале Церковных Соборов рассчитан на 1300 мест.

Живописный ряд на пилонах храма изображает истории из земной жизни Спасителя. Композиции «Преображение Господне» и «Вознесение Господне» были воссозданы группами под руководством художника Виктора Бакшаева, картины «Евангелист Лука» и «Евангелист Иоанн» выполнены бригадой художника Алексея Артемьева. Композиции «Вознесение Господне» и «Евангелист Матфей» выполнены также Василием Нестеренко, который участвовал и в восстановлении фресок под сводами. Картины юго-западных пилонов «Сошествие Святого Духа на апостолов» и «Евангелист Марк» выполнены художниками Сергеем Присекиным, Сергеем Оссовским, Михаилом Полетаевым, Александром Сытовым. 

В числе главных святынь храма:
частица ризы Иисуса Христа и Гвоздь Креста Господня,
частица ризы Пресвятой Богородицы,
святые мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова),
глава святителя Иоанна Златоуста,
частицы святых мощей апостола Андрея Первозванного, митрополитов Московских Петра и Ионы, князей Александра Невского и Михаила Тверского, преподобной Марии Египетской. 

В храме находятся чудотворные образы Владимирской Божией Матери и Смоленской‑Устюженской Божией Матери, икона Рождества Христова, привезённая патриархом Алексием из Вифлеема, трон святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси (в главном алтаре), икона "Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской", прославленных 20 августа 2000 года в храме Христа Спасителя, список с чудотворной иконы «Богоматерь святого Луки» («Мадонна ди Сан Лука»), привезённый из Болоньи (Италия).

Сейчас в Храме проводятся экскурсии, работает музей, есть возможность подняться на смотровую площадку.

Адрес:
Москва, ул. Волхонка, 15-17
Телефон:
+7 (495) 637-12-76
Режим работы:
с 10.00 до 17.00 (в понедельник с 13.00), Преображен­ская церковь — с 8.00 до примерно 19.30
Сайт:
new.xxc.ru

Отзывы

Добавить отзыв



Большой Театр

Церковь Вознесения в Коломенском

Новодевичий монастырь

Московский Кремль и Красная площадь

Москва-Сити

Храм Василия Блаженного

Музей-заповедник Царицыно

ГУМ

Парк «Зарядье»

Все достопримечательности Москвы →