Большой Театр

Государственный академический Большой театр России или просто Большой театр — один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета.

Комплекс зданий театра расположен в центре Москвы, на Театральной площади. Это объект культурного наследия народов России федерального значения.

Днем основания московского Большого театра считается 28 марта 1776 года, когда императрица Екатерина II подписала губернскому прокурору князю Петру Урусова «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет.

На первом этапе Большая оперная и Малая драматическая труппы составляли единую московскую труппу императорских театров.

В формировании труппы большую роль сыграл Московский университет и учреждённые при нём гимназии, в которых давалось хорошее музыкальное образование. 

Первое здание театра начали строить по проекту архитектора Христиана Розберга на правом берегу реки Неглинки. Князю П. Урусову было обременительные большие траты и он разделил свою «привилегию» с обрусевшим англичанином Майклом Медоксом, эквилибристом и театральным механиком, демонстрировавшим разного рода оптические приборы и прочие «механические» чудеса, а потом и вовсе передал ему свои права.

Трёхэтажное кирпичное здание с белокаменными деталями и под тесовой крышей поднялось за пять месяцев. Выходило оно на улицу Петровка, отсюда театр и получил свое название Старый Петровский театр.

В зале был партер, три яруса лож и галерея, вмещавшие около 1 тыс. зрителей, «маскерадная зала в два света», «карточная» и другие специальные помещения. В 1788 году к театру пристроили новый круглый маскарадный зал «Ротунду».Торжественное открытие состоялось 30 декабря 1780 года. 

Однако и Медокс не вылезал из долгов и постоянно просил займы у Опекунского совета. К тому же, в 1796 г. срок личной привилегии Медокса истек, так что и театр, и долги по нему были переданы в ведение Опекунского совета. 

В 1802-03 гг. театр был отдан на откуп князю М. Волконскому, владельцу одной из лучших московских домашних театральных трупп. А в 1804 году театр вновь перешел в ведение Опекунского совета и Волконский фактически был назначен его директором «на жалованье».

8 октября 1805 года здание сгорело и в течение трёх лет труппа была вынуждена давать представления в домашних театрах московской знати. 

Новое деревянное здание было построено К. И. Росси на Арбатской площади. Театр имел партер, бенуар, три яруса лож и раёк, отличался хорошей акустикой, его интерьеры были расписаны художником М. И. Скотти. Просуществовав четыре года, здание театра сгорело во время московского пожара 1812 года. После этого театр разместился на Знаменке в доме Апраксина. Театральное помещение в доме Апраксина было тесным и неудобным, вместо кресел там стояли обтянутые грубым сукном скамейки.

В 1816 году был объявлен конкурс на возведение нового здания театра. Победителем был признан проект профессора Императорской Академии художеств А. А. Михайлова. Однако его посчитали слишком дорогостоящим и московский губернатор князь Дмитрий Голицын поручил переработку архитектору О. И. Бове, который полностью сохранил основы композиции Михайлова, однако существенно изменил пропорции здания, уменьшив его высоту с 41 до 37 метров, а также внёс существенные коррективы в его наружную и внутреннюю отделку и развернул квадригу Аполлона к зрителям.

По замыслу Бове театр должен был стать композиционным центром ампирного города-храма, восславлявшего победу в Отечественной войне. Величие театра подчёркивалось разбитой перед ним строгой прямоугольной площадью, Проект был утверждён 10 ноября 1821 года, но ещё до его утверждения Бове приступил к постройке фундаментов театра по намеченному им плану, при этом часть фундаментов сгоревшего здания были сохранены.

Новый театр превзошел величиной столичный, петербургский Большой каменный театр и отличался монументальным величием, соразмерностью пропорций, гармонией архитектурных форм и богатством внутреннего убранства. Он оказался очень удобным. В здании имелись галереи для прохода зрителей, лестницы, ведущие на ярусы, угловые и боковые залы для отдыха и поместительные гардеробные. Огромный зрительный зал вмещал свыше двух тысяч человек. Оркестровая яма была углублена. На время маскарадов пол партера поднимали до уровня авансцены, оркестровую яму закрывали специальными щитами и получался прекрасный «танцпол».

В 1842 г. московские театры были вновь отданы в подчинение общей Дирекции императорских театров. Директором тогда был А. Гедеонов, а управляющим Московской театральной конторой назначили знаменитого композитора А. Верстовского.
И хотя на сцене Большого Петровского театра продолжали ставить драматические спектакли, однако все большее место в его репертуаре стали занимать оперы и балеты.

Здание Большого Петровского театра просуществовало почти 30 лет. Но 11 марта 1853 в театре снова вспыхнул пожар, который продолжался три дня и уничтожил все, что мог. Сгорели театральные машины, костюмы, музыкальные инструменты, ноты, декорации. Почти полностью было уничтожено и само здание, от которого остались только обгорелые каменные стены и колонны портика.

В конкурсе на восстановление театра выиграл профессор Петербургской Академии художеств, главный архитектор императорских театров Альберт Кавос. Строительство необходимо было завершить к торжествам по случаю коронации императора Александра II.

В мае 1855 г. началась реконструкция здания и 20 августа 1856 года, практически выстроенный заново,  открылся оперой «Пуритане» В. Беллини. 

Общая высота здания увеличилась почти на четыре метра. Портики с колоннами Бове сохранились и появился второй фронтон. Конная тройка Аполлона была заменена квадригой, отлитой из бронзы. На внутреннем поле фронтона появился алебастровый барельеф, представляющий собой летящих гениев с лирой. Над входами боковых фасадов были установлены наклонные козырьки на чугунных столбах.

Зрительный зал был спроектирован как огромный музыкальный инструмент. Стены отделаны деревянными панелями из резонансной ели, вместо железного потолка был сделан деревянный, и живописный плафон был сложен из деревянных щитов. Все в зале работало на акустику. Даже декор лож, выполненный из папье-маше. Ради улучшения акустики зала Кавос к тому же засыпал помещения под амфитеатром, где был размещен гардероб, а вешалки перенес на уровень партера. Поэтому во второй половине XIX века Большой театр считался одним из лучших в мире по своим акустическим свойствам.

Значительно расширилось пространство зрительного зала, что позволило сделать аванложи, маленькие гостиные. Шестиярусный зал вмещал почти 2300 зрителей. С обеих сторон возле сцены располагались литерные ложи, предназначавшиеся для царской фамилии, министерства двора и дирекции театра. Парадная царская ложа, немного выступающая в зал, стала его центром, противоположным сцене. Барьер Царской ложи поддерживали консоли в виде согнутых атлантов. Малиново-золотое великолепие поражало всех, кто входил в этот зал.

Люстра зрительного зала первоначально освещалась 300 масляными лампами. Чтобы зажечь масляные светильники, ее поднимали через отверстие в плафоне в специальное помещение. Вокруг этого отверстия была построена круговая композиция плафона, на котором академиком А. Титовым была выполнена роспись «Аполлон и музы». Эта роспись «с секретом», вместо одной из канонических муз, музы священных гимнов Полигимнии, Титов изобразил выдуманную им музу живописи с палитрой и кистью в руках.

Парадный подъемно-опускной занавес для начала и конца спектакля был создан итальянским художником, профессором Петербургской Императорской академии изящных искусств Казроэ Дузи. На нем был изображен «Въезд Минина и Пожарского в Москву». В 1896 г. его заменили новым «Видом на Москву с Воробьевых гор», выполненным П. Ламбиным по рисунку М. Бочарова. А для антрактов был выполнен еще один занавес «Торжество муз» по эскизу П. Ламбина. Это единственный сохранившийся сегодня в театре занавес XIX века.

Большой театр был построен на сваях. Постепенно верхняя часть свай сгнила, и это вызвало большую осадку здания. В 1895 и 1898 гг. был произведен ремонт фундаментов, который на время помог приостановить происходящие разрушения, но в 1902 году во время спектакля значительно осела стена зрительного зала, в результате чего заклинило двери в средние ложи и публика была вынуждена выбираться через соседние.

Последний спектакль Императорского Большого театра состоялся 28 февраля 1917 г. И уже 13 марта открылся Государственный Большой театр.

После Октябрьской революции власть победившего пролетариата имела идею закрыть Большой театр и снести здание, хоть в 1919 г. она присвоила ему звание академического.

Однако в 1922 году признали закрытие театра хозяйственно нецелесообразным. В Большом театре проходили Всероссийские съезды Советов, заседания ВЦИК, конгрессы Коминтерна. И образование новой страны, СССР, тоже было провозглашено со сцены Большого театра.

В августе 1921 года под руководством И. И. Рерберга начались работы по укреплению стены и продолжались в течение двух лет. В 1928 году архитектор П. А. Толстых перепланировал ряд лестниц и других помещений здания. Старый занавес с изображением квадриги Аполлона был заменён новым из окрашенного бронзой холста. В 1938 г. была произведена и капитальная реконструкция сцены.

В годы Великой Отечественной войны с октября 1941 по июль 1943 года часть коллектива Большого театра находилась в эвакуации в Куйбышеве, часть осталась в Москве и продолжила играть спектакли на сцене филиала. Многие артисты выступали в составе фронтовых бригадах, другие сами ушли на фронт.

22 октября 1941 года в четыре часа дня в здание Большого театра попала бомба. Взрывная волна прошла наискось между колоннами портика, пробила фасадную стену и произвела значительные разрушения в вестибюле. Несмотря на тяготы военного времени и страшный холод, зимой 1942 года в театре начались восстановительные работы.

И уже осенью 1943 года Большой театр возобновил свою деятельность постановкой оперы М. Глинки «Иван Сусанин».

В 1955 году на сцене театра появляется новый роскошный занавес из парчи, прозванный «золотым», с вытканной государственной символикой СССР, выполненный по проекту Ф. Ф. Федоровского, который на протяжении 50 лет был главным оформлением сцены. После реконструкции Большого театра, занавес в отреставрированном и слегка изменённом виде (были заменены гербы и надписи), вновь украсил сцену главного театра страны.

С 1976 года по 1991 год театр официально назывался «Государственный дважды ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР».

В 1975 году к празднованию 200-летия театра были проведены некоторые реставрационные работы в зрительном и Бетховенском залах. Однако вопросы неустойчивости фундаментов и нехватки помещений внутри театра решены не были.

Наконец в 1987 году было принято решение о необходимости срочной реконструкции Большого театра. Но в целях сохранения труппы театр не должен прекращать свою творческую деятельность. Нужен был филиал и 29 ноября 2002 г. Новая сцена открылась премьерой оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.

1 июля 2005 года Историческая сцена Большого театра закрылась на реконструкцию.  От исторического здания остались только три несущих стены, главный фасад и боковые, а под фундаментом был вырыт гигантский котлован глубиной более 30 метров. Торжественное открытие Большого театра после реконструкции состоялось 28 октября 2011.

Еще в 1913 году в Большом театре был установлен орган немецкой фирмы «Эберхард Фридрих Валькер». Однако он не сохранился и через сто лет в 2013 году был установлен новый духовой орган производства немецкой фирмы «Глаттер-Гёц». 
Инструмент занимает 7-е место среди духовых органов Москвы по количеству регистров. Он находится за порталом сцены с левой стороны, на специальной галерее, расположенной на высоте около 10 метров. 

После реконструкции Большой театр восстановил исторический облик, утраченный за годы советской власти. Зрительный зал обрёл тот вид, который задумал архитектор Альберт Кавос. Залы бывшего императорского фойе восстановлены по состоянию на 1895 год.

Были восстановлены помещения Главного вестибюля, Белого фойе, Хорового, Экспозиционного, Круглого и Бетховенского залов. На фасаде вновь знаменитая квадрига Аполлона, созданная скульптором Петром Клодтом. Особое внимание было уделено восстановлению легендарной акустики.

Сцена состоит из семи двухуровневых подъемно-опускных площадок. Эти платформы легко меняют свое положение, и сцена может становиться горизонтальной, наклонной или ступенчатой. Можно объединять пространство сцены и арьерсцены, что создает невероятную глубину сценического пространства.

Новая верхняя механизация сцены дала возможность полноценно использовать световые, звуковые и визуальные эффекты. Сценическое пространство оборудовано специальными современными устройствами для размещения осветительных приборов, аппаратурой для спецэффектов и акустики.

Под авансценой создано дополнительное пространство для оркестра. Увеличенная оркестровая яма стала одной из самых больших в мире и теперь может вместить до 130 музыкантов, что актуально для исполнения таких масштабных произведений, как, например, оперы Вагнера.

Для оказания помощи Большому объединилась группа меценатов. Таким образом, в 2001 году появился попечительский совет Большого театра.

Попечители помогли многим проектам театра, в том числе: реставрация исторического здания Большого театра, опера «Руслан и Людмила», балет «Спящая красавица», опера «Летучая мышь», балет «Пламя Парижа», опера «Снегурочка», балет «Тарантелла», балет «Золушка», балет «Ромео и Джульетта», частично финансировались гастроли балета Большого в Париже и цикл «Камерных вечеров» в Бетховенском зале, цикл симфонических концертов и Фестиваль в честь Майи Плисецкой.

С июля 2018 года председатель попечительского совета Андрей Костин.

Адрес:
г. Москва, Театральная пл., 1    55.760221, 37.618552
Телефон:
Кассы Большого театра: +7 (495) 455-5555, Организация экскурсий: +7 (495) 621-3138
Сайт:
www.bolshoi.ru

Отзывы

Добавить отзыв



Церковь Вознесения в Коломенском

Новодевичий монастырь

Московский Кремль и Красная площадь

Москва-Сити

Храм Христа Спасителя

Храм Василия Блаженного

Музей-заповедник Царицыно

ГУМ

Парк «Зарядье»

Все достопримечательности Москвы →