Новодевичий монастырь
Великая обитель Пречистой Богородицы «Одигитрии», православный женский Новый Девичий монастырь в Москве или Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь, заложен Великим князем Владимирским и Московским Василием III в 1524 году в честь главной святыни древнего Смоленска — иконы Смоленской Божией Матери.
Существует легенда, что монастырь предназначался для великой княгини Соломонии Сабуровой.4 сентября 1505 года Василий Иоаннович женился на Соломонии Сабуровой. Её выбрали на смотре невест из 500 девиц, представленных ко двору для этой цели со всей страны. После двадцати лет брака, Соломония так и не родила. Боясь, что возможные сыновья братьев станут претендентами на трон, Василий запрещал своим братьям вступать в брак, пока у него не родится сын. В 1523 году Василий Иоаннович добился разрешения на второй брак, а в ноябре 1525 года великую княгиню постригли в Рождественском монастыре с именем София. В начале следующего, 1526-го, года великий князь женился на юной Елене Глинской, дочери литовского князя Василия Львовича Глинского, и от этого брака родился Иван Грозный.
Монастырь был Новым по отношению к более древним московским обителям Алексеевскому (Зачатьевскому) монастырю и Кремлёвскому Вознесенскому. Как следует из патриаршей грамоты 1598 года, полное название святыни звучало так: Пречестная Великая обитель Пречистыя Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь.
Новодевичий монастырь посвящён Пресвятой Богородице Одигитрии (Наставница, Путеводительница). Икона Одигитрии, написанная святым апостолом и евангелистом Лукой, вместе со священной ризой и поясом Богоматери почиталась в Византии как хранительница Империи. В 1046 году царевна Анна, дочь русского императора Константина IX Мономаха, привезла икону Пречистой Одигитрии на Русь, как благословение родителй на брак с черниговским князем Всеволодом Ярославичем. В последствии эта икона стала святыней русских князей. В 1097 году Владимир Мономах перенёс образ Путеводительницы в древний Смоленск и поставил в соборном Успенском храме. С тех пор икона стала называться Смоленской.
На игуменство в Новый Девичий монастырь Великий князь призвал из Суздаля «благоговейную и благочинную схимонахиню» Покровского монастыря Елену (Девочкину), которую почитал за святость жития и верил в силу её молитв за княжеский род, вместе с которой прибыло 18 суздальских стариц.
При Иване Грозном в Новодевичьем монастыре поселились его ближайшие родственницы и за обителью закрепился статус придворной. Здесь приняли монашеский постриг княгиня Иулиания Дмитриевна Палецкая, вдова великого князя угличского Юрия Васильевича, младшего брата Ивана Грозного, царевна Елена Ивановна Шереметева, вдова сына Ивана Грозного, царица Ирина Фёдоровна Годунова вдова царя Фёдора I Иоанновича, дочь царя Михаила Феодоровича царевна Татьяна, сёстры Петра I Екатерина и Евдокия.
Для многих Новодевичий стал темницей. Сюда в 1689 г. по приказу Петра I была заточена царевна Софья и насильственно пострижена в монахини под именем инокини Сусанны после стрелецкого бунта. Позже в монастырь были заточены её сёстры.
В конце XVI и начале XVII века в монастыре проживали 122 старицы, из которых 20 были княгинями и боярынями знатных фамилий: Мещерские, Пронские, Шереметевы, Вельяминовы, Ростовские, Плещеевы, Беклемишевы, причём всем насельницам выплачивалось содержание из царской казны.
Монастырю принадлежали сёла в Дмитровском, Рузском, Клинском, Бежецком, Кашинском, Ростовском, Владимирском, Верейском, Звенигородском, Вяземском, Углическом, Московском, Волоцком и Оболленском уездах. А в начале XVIII века монастырю принадлежало 15 000 душ крепостных и более 150 000 десятин земли в 36 сёлах, разбросанных от Онеги до Нижней Волги, ещё со времён Ивана Грозного обители принадлежало подворье в Кремле и слобода вдоль Пречистенки, к которой было приписано 127 ремесленников.
С XVI века монастырь, расположенный на бывшем Девичьем поле в излучине реки Москвы в трех верстах от Московского Кремля, стоял на страже западных подступов к Москве. Так как он не был приспособлен для выполнения оборонительных функций, в 1571 году был сожжён ханом Девлетом I Гераем. Желая превратить монастырь в крепость-заставу Годунов возвёл каменные стены с зубцами, бойницами, галереями и 12-ю башнями протяжённостью около 900 м, высотой 13 м и толщиной 3 м. К каждой башне были пристроены караульные помещения для размещения до 350 стрельцов.
Неповторимый, сохранившийся до нашего времени, архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря сложился в годы регентства царевны Софьи Алексеевны (1682-1689).
Центром монастыря является монументальный, пятиглавый Смоленский собор, в интерьере которого сохранилась фресковая живопись XVI века.
Собор был построен по образцу Успенского собора в Кремле и представляет собой шестистолпный храм на высоком подклете, окруженный с трех сторон широкой галереей, на которой первоначально располагались четыре придельных церкви. Из них до нашего времени сохранились две: святых апостолов Прохора и Никанора, чья память совпадает с празднованием Смоленской иконе, и святой мученицы Софии.
Вокруг него были построены богато декорированные храмы и здания в стиле московского барокко: с запада - трапезная с Успенской церковью, с востока – колокольня, с севера и юга – Преображенская и Покровская надвратные церкви с Лопухинскими и Мариинскими палатами.
Собор оказался центром пересечения двух главных осей. Ось «север-юг» образуют две надвратные церкви, а ось «запад-восток» колокольня и трапезная, в плане они образуют правильный обращённый к востоку крест. Согласно документу второй половины XVIII века, автором этого ансамбля и создателем большинства сооружений монастыря является зодчий Пётр Потапов, создатель церкви Успения на Покровке.
Основными темами настенной росписи, относящейся к концу XVI века, являются Акафист Пресвятой Богородице, Сказания о земной жизни Богоматери и о Римской-Лиддской иконе.
Над восточной аркой видна монументальная фреска Богоматери Одигитрии, которой посвящен храм.
На столпах собора изображены святые воины-мученики и благоверные русские князья.
Иконостас южного Софийского придела собора посвящен теме женской святости. Здесь вместо апостолов изобразили русских благоверных княгинь и преподобных жён, в том числе есть иконы святых мучениц Софии и Феодосии. Храмовой иконой этого придела стал образ святой Софии с дочерьми-мученицами Верой, Надеждой и Любовью. В настоящее время все иконы находятся в фондах Государственного исторического музея.
Главная тема архитектурного убранства обители – контраст белокаменного узорочья наличников, арок, галерей, балюстрад с багряно-красным фоном стен. Законченность и стилистическое единство ансамблю придают белые зубчатые стены и башни, с декоративными навершиями в виде корон.
Стены и башни обители, поставленные царем Борисом Годуновым, при Софье были укреплены и расширены, причём башни получили ажурные завершения. В настоящее время их общая протяженность составляет 870 метров, высота от 7 до 11 метров, толщина до 5 метров. Образуя неправильный пятиугольник, они окружают территорию общей площадью 5 гектаров.
По периметру стен располагаются 12 башен: четыре круглых угловых: Напрудная, Никольская, Чеботарная, Сетуньская, с прилегающими к ним стрелецкими караульнями, и восемь четырехугольных: Лопухинская, Царицынская, Иоасафовская, Швальная, Покровская, Предтеченская, Затрапезная и Саввинская.
После Смоленского собора древнейшим архитектурным комплексом обители являются Палаты царицы Ирины Годуновой с Амвросиевской церковью.
Это отдельно замкнутая усадьба, построенная, вероятно, для княгини Ульяны Удельной, позже принадлежавшая царице Ирине Годуновой. Здание сильно пострадало во время пожара 1796 года и утратило свой первоначальный облик.
Трапезная палата с Успенской церковью (1685-1687) представляет собой уникальное по тем временам сооружение - обширную бесстолпную палату площадью 323 кв. метра, стоящую на высоком подклете. С восточной стороны к трапезной примыкает высокий четверик Успенской церкви. Её иконостас, выполненный в западной манере, под руководством и при участии известного мастера Оружейной палаты Карпа Золотарёва, находится в фондах Государственного исторического музея.
В 70-е годы XX века в храме был установлен иконостас конца XVII-начала XVIII века из разрушенной церкви Успения на Покровке. На втором ярусе Успенского храма находится придел Сошествия Святого Духа. Здесь сохранился иконостас XVIII века, который в настоящее время экспонируется в Ирининских палатах.
Первоначально храм был украшен изящным пятиглавием, пострадавшим от пожара в 1796 году и окружен открытой белокаменной галереей, разобранной по ветхости в начале XIX века. После восстановительных работ, производившихся по проекту Казакова, церковь приобрела нынешний облик.
Преображенская церковь (1687-1688), построенная над северными воротами, является «визитной карточкой» Новодевичьего монастыря.
Изящный, лёгкий, украшенный белокаменным убором храм. Его высокий четверик с тремя рядами окон, завершён поясом крупных белокаменных раковин и пятью гранёными барабанами с фигурными главками.
С запада к Преображенской церкви примыкают Лопухинские палаты, первоначально построенные для царевны Екатерины Алексеевны, в 1727-1731 годах ставшие жилищем царицы-инокини Елены (Евдокии Фёдоровны Лопухиной, первой супруги Петра I). В Преображенской церкви сохранился резной иконостас работы Карпа Золотарёва. Особой тонкостью и совершенством письма отличаются иконы местного ряда. На одной из икон святая мученица София изображена предстоящей Богоматери вместе со святыми равноапостольными царицей Еленой, княгиней Ольгой и мученицей Параскевой, покровительницей супруги царя Ивана Алексеевича.
Покровская церковь(1683-1688) возведена над южными воротами монастыря. Её создателями был использован редкий приём, характерный для украинского зодчества: три лёгких, ярусных главы этого храма поставлены в один ряд над притвором, трапезной и алтарём, причём в боковых главах устроены звонницы. С востока к нему примыкают Мариинские палаты, в которых жила царевна Мария Алексеевна. Иконы этого храма, выполненные царским изографом Кириллом Улановым, находятся в фондах Государственного исторического музея.
Одновременно с Лопухинскими и Мариинскими палатами в монастыре были построены три каменных здания для сестер. Вдоль северной стены стоят обширные каменные кельи для монахинь, названные Певческими палатами, а по восточной корпуса Казначейский и Больничный.
Шестиярусная колокольня в нарышкинском стиле с чередованием ажурных и «глухих» ярусов (1687-1689) построена в последний год правления царевны Софьи, имеет высоту 72 метра и состоит из шести ярусов восьмериков, окруженных галереями с белокаменными балюстрадами.
Третий и пятый ярусы занимают звонницы. В нижнем находилась церковь преподобных Варлаама и Иоасафа, соединявшаяся с покоями царевны Евдокии Алексеевны.
На втором ярусе была церковь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, которую после 1812 года перенесли в трапезную часть Успенского храма.
В то время самая высокая колокольня в Москве после Ивана Великого. Существует мнение, подтверждённое анализом пропорций, что колокольня должна была быть семиярусной, но не была достроена из-за свержения царевны Софьи в 1689 году.
Архитектурный ансамбль монастыря, сложившийся в XVI—XVII веках, с тех пор не претерпел существенных изменений.
В качестве исключительного по сохранности образца московского барокко поставлен под охрану ЮНЕСКО и объявлен достоянием всего человечества.
Действующий монастырь находится в совместном ведении Русской православной церкви и Государственного исторического музея.
С 2010 года здесь действует церковный музей Московской епархии.
В монастыре находится резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, который с 1977 года управляет Московской областной епархией.
- Адрес:
- Москва, Новодевичий пр-д, 1
- Телефон:
- 8 (499) 246-85-26, 8 (495) 246-56-07
- Режим работы:
- Монастырь открыт ежедневно с 9:00 до 17:00
- Сайт:
- novodev.ru