Московский метрополитен

Московский метрополитен, одно из главных достояний нашей страны Советской эпохи, крупнейшая транспортная структура современного города.
И не только мощная транспортная структура, но это настоящий музей всех времен Советской власти.

Первое предложение по созданию метро в Москве появилось ещё в 1875 году, когда инженер Василий Титов выдвинул идею проложить подземную железнодорожную линию от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной рощи. Но до проекта дело так и не дошло.

Первый проект строительства Московской подземки с трёхколейной диаметральной линией в 1897 году представило правление Общества Рязанско-Уральской ж. д. для перевозки пассажиров между тупиковыми вокзалами. Шесть радиальных линий сходились к центру Москвы в форме звезды и предназначались для перевозки рабочих, живших в пригородах и работавших в городе, и дачников. Были еще несколько проектов в 1901 году, в 1902-м, но Московская дума проекты отклоняла "за ненадобностью".

И только 13 августа 1923 года президиум Моссовета принял решение о прокладке линий метрополитена. В апреле 1924 года начались переговоры с германской фирмой Siemens Bauunion GmbH о подготовке проекта московского метрополитена. Проект был подготовлен и предусматривал прокладку путей протяжённостью 80,3 км, строительство 86 станций, в том числе 17 пересадочных. Однако найти инвесторов фирма не смогла, а идею о передаче ей в концессию московского трамвая отвергла советская сторона; проект остался на бумаге.

15 июня 1931 года пленум ЦК ВКП(б) принял решение о сооружении метрополитена в Москве.

И московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года.

В 5 часов 48 минут в метро был включён ток и через 4 минуты из депо вышел первый поезд. В 6 часов 45 минут открылись двери надземных вестибюлей, а в 7 часов поезда начали движение по графику. Пусковый комплекс включал в себя 11,6 км трассы, 13 станций и 14 поездов.

Первая очередь Московского метрополитена шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», а первым официальным пассажиром Московского метрополитена стал герой труда с завода «Красный пролетарий» Пётр Николаевич Латышев, который купил 15 мая 1935 года в кассе открывшейся станции «Сокольники» билет № 1 серии «А».

Символ Московского метрополитена — красную букву М — придумал архитектор Иван Таранов. 

Строительство проходило под девизом «Создадим дворец для народа!», поэтому архитектура подземки отличалась монументальностью и торжественностью. 

Всего за первое десятилетие было проложено 24,25 километра линий и построено 22 станции.

В годы Великой Отечественной войны метро использовалось как бомбоубежище. Во время воздушных тревог в метро родилось 217 детей. А на «Кировской», ныне «Чистые пруды», располагались отделы Генерального штаба. Пути были отгорожены, поезда на станции не останавливались.

Но однажды метро чуть было не уничтожили. Такой приказ поступил от Кагановича 15 октября 1941 года, когда враг подступал к Москве. Метро планировалось частично затопить, частично — заминировать. Утром 16 октября метрополитен первый раз за всю историю не работал. К вечеру приказ об уничтожении был отменен.

За годы военного лихолетья было проложено более 13 километров линий и открыто семь станций. А всего с 1941 по 1950 год московское метро увеличилось на 19,66 километра и 13 станций.

После войны началось строительство четвертой очереди метрополитена — Кольцевой и Арбатской линий. Работы завершились уже в 1950-х годах.

Курс на упрощение, взятый в середине 1950-х, продолжался до 1970 года. Появились «стекляшки» (станции со стеклянными вестибюлями) и «сороконожки» (платформы с 40 колоннами в два ряда). Новые станции отличались друг от друга только цветом облицовочного кафеля. 

Метрополитен не только продолжил удлиняться в сторону окраин, но и связывать между собой радиусы, заполняя внутрикольцевое пространство. В начале 1972 года получает развитие концепция эстетического оформления. Теперь она сочетает индивидуальность сталинского метро и индустриальность хрущевского.

Грянула перестройка, и темп прокладки метро замедлился. С 1985 по 1988 год строители ежегодно сдавали по три станции. 

В лихие 1990-е строительство метро резко сократились. Тем не менее были завершены проекты, запущенные еще до распада СССР. 

В новом столетии ветки метро продлеваются не только в спальные районы, но и за МКАД. Меняется архитектура: проектирование ведется в новой стилистике.

Ярким событием в жизни города стал запуск в 2016 году Московского центрального кольца — городской железной дороги, интегрированной в структуру метрополитена. 31 станция, расположенная на линии, позволяет горожанам быстро пересаживаться, минуя центр.

Сегодня метро продолжает распространяться по столице. Менее чем за последние семь лет в Москве открыто для пассажирского движения, считая МЦК, 55 станций и 101 километр линий — намного больше, чем в любой другой период строительства метрополитена.

История московского метрополитена не закончена. Как живой организм, он продолжает расти и развиваться, а мы все остаемся свидетелями этой жизни!

Отзывы

Добавить отзыв



Московский Кремль и Красная площадь

Храм Василия Блаженного

ГУМ

Большой Театр

Парк «Зарядье»

Москва-Сити

Храм Христа Спасителя

Новодевичий монастырь

Церковь Вознесения в Коломенском

Музей-заповедник Царицыно

Коломенский дворец

Усадьба Кусково

Крутицкое подворье

Государственная Третьяковская галерея

ВДНХ

Все достопримечательности Москвы →