Тюмень
Тюмень - первый русский город в Сибири, административный центр Тюменского района. Расположен на реке Туре. От Москвы по прямой 1710 км. Площадь - 235 кв. км. Население на 2016 г. - 720 575 человек.
В 1586 году на этом месте русские воеводы Василий Сукин и Иван Мясный по указу царя Федора Иоанновича заложили острог – оборонительный форпост от набегов кочевников, который был необходим при освоении Сибири и Дальнего Востока. Острог, получивший название от древнего городища и стал первым русским городом Сибири.
Строительство Тюмени продолжалось несколько лет. По документам известно, что ещё в 1596 году воевода Григорий Долгорукий выплачивал деньги "за городское дело" (строительство). Вставшая на южной границе присоединённой территории Сибири Тюмень имела в первую очередь оборонное значение. Основными её жителями были "дети боярские, стрельцы, пешие и конные казаки", численность которых увеличивалась по мере роста военной опасности. На Тюмень возлагалась защита русских и татарских поселений от набегов степенных кочевников, продолжавшихся до середины XVII века и об этом даже была сложена Повесть о Таре и Тюмени.
Сначала город возводился сплошь из дерева, но после грандиозного пожара в октябре 1695 года деревянный город полностью выгорел и началось каменное строительство. От той поры сохранился Троицкий монастырь.
К 18 веку в Тюмень начали приходить торговые караваны, здесь селились купцы. Со временем Тюмень стала важным центром на торговом пути в Среднюю Азию, Персию, Китай, постепенно превращаясь в промышленный центр. Здесь развивается кожевенное, кузнечное, мыловаренное, мебельное производство. Изделия тюменских мастеров славились на Ирбитской ярмарке, поставлялись в армию, продавались за границу.
Со второй половины XVII века уже хлебопашество и скотоводство, а ремесло и торговля определяли развитие Тюмени. К середине века сложился и архитектурный облик города. Центром его был кремль, вокруг разрослись посад, слободы, выросли монастыри.
В 1728 году в г. Тюмени построили новый мост через речку Тюменку высотой 20 метров, шириной 10 метров и длиной 176 метров. В это время на посаде уже существовали ратуша, таможня, девять кабаков, торговые ряды, шесть приходских церквей.
На 60-90-е годы XVIII века падает новый этап каменного строительства. Это время расцвета "сибирского барокко". Строятся Успенская, Знаменская, Вознесенская, Воскресенская (Крестовоздвиженская) и Спасская церкви.
С 1709 года Тюмень входит в состав Сибирской губернии, а в 1782 году уже уездный город.
Тюмень стала и главным пересыльным пунктом, через который шли на Тобольк и далее осуждённые на каторгу. Сюда из Тобольска перевели единственное административное учреждение в Российской империи, регистрировавшее и распределявшее осуждённых по Сибири, приказ о ссыльных. Через Тюмень с 1823 по 1889 год прошло около 800 тысяч арестантов, ссыльных и членов их семей. В конце века их отправляли на бражах и пароходах по 13 тысяч ежегодно.
Экономическое значение Тюмени ещё более возросло с открытием речного пароходства. Первый пароход в Сибири был собран и спущен в Тюмени в 1836 году.
С 1885 года в городе появляется железная дорога, и промышленность шагает уже семимильными шагами. Ни в каком другом районе Сибири не было такой разнообразной промышленности. В 1912 году железная дорога соединяет Тюмень с Омском, включая его в знаменитый Великий Сибирский Путь – Транссиб и увеличивает его хозяйственное значение.
Железная дорога ускорила индустриальное развитие. Тюмень остаётся главным поставщиком леса и изделий из древесины и одновременно является крупным центром кожевенной промышленности, включавшей в свою структуру мелкие ремесленные заведения, мануфактуры, фабрики.
В 1918 году в Тюмень перенесён губернский центр из Тобольска.
К началу XX века в городе было развито судостроение, лесная рыбная, кожевенная промышленность, коврово-ткацкое производство, транспорт. В Тюмени работал Сибирский торговый банк, Городской общественный банк, отделения и филиалы многих крупных российских банков. Тюменское купечество вело обширную торговлю по всей России и за рубежом, преимущественно с Китаем и Персией. В городе насчитывалось 365 торговых лавок, из которых 100 находились в помещении Гостиного двора. Ежегодно в течение месяца с 20 июня здесь проходила ярмарка, одна из крупнейших в Сибири.
Новой страницей в развитии Тюмени стала вторая половина XX века. Были открыты крупнейшие месторождения нефти и газа. Среди болот и тундры начинается освоение новых мест, а Тюмень растет и превращается в современный город с развитой инфраструктурой.
В 1929 году дала ток первая электростанция. Летом 1929 года по улицам Тюмени пошел первый автобус. Его смонтироваали в пожарной мастерской на базе грузовика.
В 1934 году в Тюмени родилась авиация: была создана первая авиагруппа на аэродроме у села Плеханово.
Осенью 1941 года Тюмень приняла 22 эвакуированных завода. Среди них Одесский завод строймеханизмов, Дмитровский эксковаторный, Таганрогский мотоциклетный, Курский Текстильмаш, Киевский "Красный экскаватор", Подольский аккумуляторный.
В 1948 году создана нефтеразведочная экспедиция.
В 1953 году первые книги выпустило Тюменское книжное издательство.
В 1957 году открыта картинная галерея, которая сложилась на основе художественных ценностей Тюменского и Тобольского музеев, частных коллекций. Поступили в ее фонды произведения из Эрмитажа, Русского музея, Ленинградского театрального музея, Пермской картинной галереи.
В июле 1958 года начались пердачи тюменской студии телевидения.
В 1986 году Тюмень отметила свое 400-летие и сегодня это российская нефтяная столица.