Кафедральный собор св. Вита
Собор Святого Вита, Святого Вацлава и святого Войтеха — шедевр готической архитектуры и символ Праги.Мистически-прекрасный, загадочный и геометрически совершенный готический католический собор в Пражском Граде, местопребывание архиепископа Пражского, является художественной и национально-исторической святыней Чехии.
Длина собора 124 метра, высота Большой южной башни 96,5 метра. На западной стороне возвышаются две 82-метровые неоготические каменные башни с 10-метровым круглым окном в виде розетты между ними. Три портала кафедрального собора богато украшены скульптурами, каменными и бронзовыми рельефами.
Согласно легенде, в 925 году воевода Богемии и горячий проповедник христианства святой Вацлав основал эту церковь. От восточнофранкского (германского) короля Генриха I он получил в дар фрагменты мощей почитаемого в Европе святого Вита, погибшего за веру мученика, исцеляющего болезни.
В XI веке во время правления князя Спытигнева II (1060) на ее месте была возведена базилика, которая должна была служить Пржемысловичам в качестве коронационного костёла и места погребения.
После преображения епархии в архиепископство, по инициативе короля Богемии Карла IV было решено построить на месте прежней базилики большой готический собор для проведения богослужений, коронаций и погребения правящих особ и архиепископов.
Строительство собора началось 21 ноября 1344 года. Покровителями собора были архиепископ Арношт из Пардубиц и король Чехии Карл Люксембургский.
Первым архитектором стал француз Маттиас из Арраса, приглашённый в Прагу из папского дворца в Авиньоне. Маттиас составил общий план строения., однако после его смерти в 1352 году, строительство продолжил Петер Парлерж, молодой 23-летний архитектор из германского городка Швебиш Гмюнд.Затем, по его кончине в 1399 году, собор достраивали его сыновья Вензел и Ян. А их, в свою очередь, сменил Мастер Петрилк. Начавшиеся в 1419 в Чехии гуситские войны надолго приостановили работы.
Во второй половине XV векакороль Владислав Ягеллон поручил закончить строительство великому архитектору Бенедикту Рейту, но процесс почти сразу остановился из-за недостатка средств.
В 1490 году при правителе Владиславе Ягеллоне возведение церкви возобновилось архитектором Бенедиктом Рейтом, а через 20 лет вновь угасло из-за нехватки средств на столь пышное строительство. Однако богослужения в соборе не прекращались, и даже будучи недостроенным он никогда не пустовал.
В 1844 году Ворцлав Песина и архитектор Йозеф Краннер представили программу окончания строительства великого собора. В 1873 году, после смерти Краннера, архитектор Йосеф Моцкер закончил реконструкцию. Ему удалось добиться единства сложной композиции.
Собор торжественно проявляется в панорамных видах на Прагу.
После смерти Моцкера последним архитектором стал Камил Гильберт.
В 1920 году скульптор Войтек Сушарда и Альфонс Муха, декорировали новые окна в северной части. Окно-розу украшал Франтишек Кисела, в 1925-27 годах. На нём были изображены различные библейские истории.Наконец, в 1929 году, после 585 лет строительства, собор Святого Вита был закончен.
Все статуи из горного песчаника были сделаны в 1903 году в соответствии с моделями скульпторов Франтишка Хергесела, Йосефа Калводы и Ченька Восмика — на северо-западной башне и Яна Кастнера, Эмила Халмана и Штепана Залесака — на юго-западной башне. Через год на северо- западной башне появилась статуя Ангела-Благовестителя, а на юго-западной башне — статуя Ангела-музыканта, обе статуи горного песчаника авторства скульптора Штепана Залесака.
С запада возвышаются две башни 82-метровой высоты. Однако собор, согласно средневековым готическим представлениям о присутствии в храме «мировой души», связующей Бога и человека, создает впечатление гармонизирующего и легкого устремления в небо. Такой эффект достигается за счет четко выверенных пропорций и ажурной кружевной резьбы, покрывающей его каменные стены.
На одной из башен – характерная фигурка петуха, который символизирует благовестие и по легенде считается «спутником» святого Вита.
Между ними находится богато украшенный щит с 15-метровым высоким стрельчатым окном с круглой розой, спроектированной Камилом Гильбертом. Отдельно роза имеет диаметр 10,4 м. Откос и ажурное декорирование вокруг окна выполнены из песчаника. Витраж на тему «Сотворение мира» изготовлен в 1926-1928 годах по проекту Франтишека Киселы. На верхних краях розы стоят в табернатах статуи Святого Кирилла Александрийского (слева) и Святого Бенедикта (справа). Все статуи из горного песчаника были сделаны в 1903 году.
На южной стороне выходит во двор Святовацлавская церковь и южный вход с Золотыми воротами, названными в честь золотого фона мозаики «Последнего суда».
На мозаике «Последний суд» 1370-1372 годов изображен Страшный суд над людьми в Судный день. Она разделена на 3 части. В середине изображен Иисус как судья, окруженный ангелами. Под ними изображены шесть чешских патронов, и четвёртая жена Карла IV Елизавета Померанская. В верхушках обоих боковых частей находятся фигуры Девы Марии и Св. Иоанн Крестителя, которые высказываются за людей. В нижней части мертвые встают из гробов. В правой части группа грешников, которые влекут за собой вниз дьяволы синего цвета и эту группу с другой стороны удерживает меч Архангела Михаила.
К южной части фасада прилегает башня, которая выполнена готической в нижней части. На высоте 55 м, где башня должна переходить в восьмиугольный план, следует галерея-ренессанс и крыша в форме луковицы в стиле барокко. В нижней части башни находится каменная мемориальная доска 1394 года, которая описывает средневековые здания.
В собор можно пройти через западные ворота. Три входных портала украшены барельефами. На центральном изображены сцены строительства храма – от создания первоначального проекта до торжественного вноса мощей святых.
На левом портале — чудесные деяния и истории из жизни святого Вацлава, на правом – святого Войтеха.
На фасаде много фигур и изображений злобных химер и горгулий, которые по замыслу должны отпугивать злых духов, однако в реальности служат надежными водостоками.
С южной стороны перед входом в башню находятся «Золотые ворота». В древности здесь был главный торжественный вход в храм для представителей высшего сословия.
Это тройная готическая арка, которую покрывает выложенная из позолоченного стекла мозаика, изображающая сцены из Страшного суда. На них шесть святых покровителей Чехии умоляют Христа помиловать души грешных. Шедевр создан из миллиона фрагментов венецианского стекла более чем 30 оттенков. Мозаика придает порталу характерное золотистое сияние.
Интересно, что на решетках перед этими воротами изображены ремесла, подходящие для каждого знака Зодиака. Это неожиданно с учетом того, что по церковным понятиям астрология абсолютная лженаука. А в нише этих ворот еще одна загадка: мозаичное распятие, выполненное по канонам православия. На это указывают четыре гвоздя, которыми Спаситель был прибит к кресту, католики же считают, что их было три.
Восхитительные витражи преобразуют и преломляют свет, и в соборе всегда «живет» сияние солнца. Витражи изображают картины из Священной истории, повествуют о сотворении мира и жизни святых.
Очень красивы капеллы, изолированные боковые часовни для семейной молитвы представителей самых богатых и знатных родов средневековой Чехии. Здесь покоятся останки членов этих фамилий, мощи святых, архиепископов и епископов.
Каждая из 23-х капелл – это и сокровищница, и произведение искусства, и каждая имеет свою историю. Особенно впечатляет капелла святого Яна Непомуцкого, священника и мученика. Надгробие выполнено из двух тонн серебра, а местами имеет платиновое и золотое покрытие.
Капелла Св. Вацлава построена над изначальной могилой Св. Вацлава. Ротонда Св. Вита была построена Вацлавом около 929 года и после смерти тело Вацлава перенесли в ротонду примерно в 938 году. С капеллы над местом упокоения Вацлава создали наиболее важное место собора и включили его в коронационную процедуру. Святовацлавская корона должна была находиться на голове Св. Вацлава, и для хранения драгоценностей здесь построили отдельную комнату. В 1541 году во время пожара была уничтожена значительная часть гроба.
Перед главным алтарем находится королевская усыпальница. Здесь покоятся останки чешских королей и членов их семей.
Над ней балкон королевской капеллы, в которой монархи их семьи молились. С него четко видно лица усопших монархов, высеченные в мраморных плитах саркофага. Балкон отделан красивой лепниной в виде переплетенных ветвей.
Колонна молельни украшена фигурками рудокопов, добывавших на Кутной горе серебро, – королевская дань уважения тем, чей труд позволил финансировать строительство церкви.
В библиотеке собора хранятся рукописи, датированные средними веками. Гордость книгохранилища – старинное Евангелие XI века.
Отдельного внимания заслуживает отделанный в стиле рококо орган, который считается одним из самых красивых в Европе.
298 ступеней узкой винтовой лестницы ведут на вершину южной башни-колокольни. Долгий подъем призван напомнить каждому о трудном жизненном пути по дороге к истинному свету.
За золочеными решетками находятся соборные колокола. Самый большой из них, «Зигмунд», весит почти восемнадцать тонн и создан в 1549 году. Колокола были отлиты взамен уничтоженных пожаром 1541 года.Весьма примечательны и часы на южной башне. У них одна стрелка и два циферблата, один из которых показывает часы, а второй минуты.
В 1950 году власти Чехословакии изъяли здание собора. После падения коммунистического режима католическая церковь пыталась вернуть себе собор, но в 2009 году суд отказал ей в этом, подтвердив, что собор является собственностью государства.
В соборе погребены чешские короли и архиепископы Праги, там же хранятся коронационные регалии средневековой Чехии.
Входить в него можно бесплатно, однако для осмотра башен, часовен и внутренних помещений потребуется наличие билета.
- Адрес:
- Hrad III. nádvoří, 119 00 Praha.
- Телефон:
- +420 224 372 423
- Режим работы:
- ежедневно, кроме воскресенья, с 9.00 до 17.00
- Сайт:
- www.katedralasvatehovita.cz