Памятник электрическому фонарю
Памятник электрическому фонарю в Вологде появился в 2004 году около пешеходного моста рядом с Вологодским театром кукол в честь 100-летия электрификации города Вологды.
Памятник представляет из себя фонарный столб в натуральную величину и писающую на него дворнягу. По мнению автора памятника, вологодского архитектора Елены Никитиной, фигура собаки добавит достопримечательности шарм и колорит. Композицию в народе тут же окрестили памятником писающей собачке.
Фонарный столб является точной копией своего векового предшественника и установлен на том же самом месте. Данный фонарный столб принято условно считать первым установленным в Вологде.
30 сентября 1809 года в Вологодской городской думе было заслушано сообщение полиции, которое требовало установить тридцать фонарей на караульных будках, при заставах, при полицейских управах, на двух плавучих мостах и одном каменном и на на площади против Губернаторского дома.
Фонари имелись в полицейском управлении, а вот по вопросу установки столбов, навески фонарей и снабжению их необходимым количеством масла и фитиля дума обратилась к населению. На каждый фонарь требовался пуд (около 16.3 кг) конопляного масла и фунт (примерно 0.4 кг) фитиля. Проект был реализован в 1810 году.
Масляные фонари горели с 1 августа по 22 апреля «от сумерек до трёх часов за полночь». В полнолуния их разрешалось гасить раньше - по восходу Луны.
Первые масляные фонари имели самую простую конструкцию: четырёхгранный короб со створкой, куда вставлялось стекло или слюдяная пластина. Внутри помещалась напоминавшая соусник масляная лампа с хлопчатобумажным фитилем. Светили эти приборы довольно тускло, не имели светоотражателей и часто гасли. Кроме того масляные фонари были небезопасны.
В 1853 году во Львове аптекарь и делец Игнасий Лукасевич разработал новый тип светильника – керосиновую лампу. Из резервуара керосин поднимался по фитилю, испарялся и горел. Металлическая решётка снизу, колпачок с узкой щелью и стекло служили для обеспечения тяги и защиты пламени от ветра.
В керосиновой лампе (в отличие от масляной) использовался плетёный фитиль. Благодаря простой конструкции и дешевизне керосиновая лампа стала к концу XIX столетия самым распространённым осветительным прибором.
Керосиновый уличный фонарь представлял собой всё тот же короб или жестяной каркас со створкой, внутри которого помещалась лампа.
Керосин быстро вытеснял масло конопляное. Итак, к 1870 году Вологда освещалась 320 керосиновыми фонарями.
В 1888 году предусматривалось освещать город уже 428 керосиновыми лампами в течение девяти месяцев. Для этого требовалось: керосина по 2 пуда на лампу— 856 пудов (т.е. около 14021.7 кг); тканого фитиля по 6 вершков на лампу — 160 аршин (т.е. около 113.8 метра), стёкол по 2 на лампу — 856 штук.
В 1897 году город освещался 446 фонарями в течение 203 дней в году. В среднем каждый фонарь горел 8 часов 20 минут в сутки.
Фонари стояли в основном на центральных улицах, возле административных зданий и мостов, тогда как окраины города практически не освещались.
Несмотря на их относительное совершенство, керосиновые лампы в качестве уличных фонарей давали довольно мало света (8-10 свечей), были не слишком надежны и требовали больших затрат на обслуживание.
Газовое освещение, появившееся в течение XIX столетия во многих городах, не получило широкого распространения в Вологде.
В 1896 году владельцы электромеханического завода и мастерских «Дюфлон и Константинович» обратились к начальнику губернии с предложением устроить в городе электрическое освещение.
Спустя два года, в ноябре 1898-го, представители другой фирмы «Щербаков и К°» предложили свой план устройства электрического освещения, который, однако, пришлось отклонить в силу строительства водопровода. Средств на реализацию двух столь затратных начинаний в городском бюджете попросту не было.
Впрочем, 15 марта 1901 года на заседании городской управы по устройству электрического освещения было предложено установить на улицах 15 фонарей.
4 мая 1901 года представители фирмы «В.И.Пастухов и В.Ф.Гнесин» подали на рассмотрение комиссии смету организации электросети. Планировалось установить в центральной части города 34 фонаря и до 1500 ламп внутри помещений.
Электростанции требовалось на год около 2001 кубометра дров.
Штат сотрудников составляли: электрик, добавочный машинист, кочегар и монтёр по линии с помощником.
В декабре 1902 года решение об устройстве электрического освещения было, наконец, принято городскими властями, а в 1903 - выработан окончательный проект «устройства всего дела и смета эксплуатации и сооружения станции». Подряд на проведение всех необходимых работ и поставку оборудования получила фирма «Густав Лист».
Городская электрическая станция вступила в строй 1 февраля 1904 года.
Здание тепловой электрической станции располагалось на берегу реки Вологды около водонапорной башни.
Станция состояла из двух паровых машин "Компаунд" со шкивами для ременной передачи на две динамо-машины по 50 кВт каждая. В котельной (общей с водопроводом) находилось три котла. Причём здание было достаточно для установки ещё двух паровых машин, двух динамо-машин, а также двух котлов. Таким образом, развитие станции не могло повлечь дополнительных расходов на перестройку. До 1914 года станция работала на дровах, а затем на торфе.
Предприятие, обслуживавшее электростанцию и водопровод, получило название «Водопроводно-электрическая станция».
Электрическая сеть соответствовала всем техническим требованиям того времени.
Для уличного освещения приобрели электрические лампы немецкой фирмы Körting&Mathiesen («дуговые фонари системы "Кертинга и Матизена"»).
К 1905 году на улицах Вологды насчитывалось 44 таких фонаря, кроме того, станция обслуживала 100 индивидуальных абонентов.
В год вырабатывалось до 93,660кВт/ч электроэнергии. В 1917 году для усиления станции были установлены два дополнительных двигателя внутреннего сгорания.
Кроме электрических фонарей, в первое десятилетие XX века некоторые улицы Вологды стали освещать фонарями газокалильными. Обычные газовые лампы давали силу света 10-12 свечей, однако, к началу XX века для увеличения силы света в колбу прибора стала помещаться калильная сетка Карла Ауэра. Инвертные (т.е. перевёрнутые) газокалильные фонари были разработаны специально для уличного освещения. Их лампа, подвешенная на кронштейне, светила вниз, что позволяло избежать «мёртвого» неосвещённого пространства под фонарём.
Газокалильные фонари давали весьма яркое освещение – в несколько сотен свечей, потому их размещали возле общественных зданий, на перекрёстках, там, где останавливались извозчики: на Сенной площади, ныне площадь Революции, на Гостинодворской площади, на Дворянской улице.
Когда электростанция стала вырабатывать больше электроэнергии, газокалильные фонари были заменены электрическими.
Итак, к 1917 году электрический свет освещал центральную часть города, Большую Архангельскую улицу в Заречье.
Старые керосиновые фонари переехали на окраины.
- Адрес:
- г. Вологда, Пречистенская набережная 59.222588, 39.900171