Искупительный храм Святого Семейства иногда по-русски неточно называется собором Святого Семейства. Такое словоупотребление является ошибочным, так как Собором обычно называют главный храм города, однако, главным епархиальным храмом Барселоны остаётся кафедральный собор Св. Евлалии в Старом городе, а не Саграда Фамилия. Поэтому, для Святого Семейства верно будет употребление слова Церковь или Храм.
Это знаменитый проект Антонио Гауди в Барселоне, в районе Эшампле, строящийся исключительно на частные пожертвования прихожан начиная с 1882 года.
Строительство ведётся на участке, не принадлежащем Церкви, и не курируется епископатом.
Это один из самых известных «долгостроев» мира. Также окончание строительства задерживает сложность изготовления каменных блоков, каждый из которых требует индивидуальной обработки и подгонки.
19 марта 1882 г. на окраине Барселоны в скромном квартале Баррио-дель-Поблет епископ Барселоны обратился ко всем именитым людям города. "...Да проснуться спящие сердца, да будет превознесена вера, да восторжествует милосердие, да помилует Бог эту страну..." - с этими словами он заложил первый камень в основание будущего Искупительного Храма, посвященного почитанию и прославлению Святого Семейства.
За несколько лет до этого священник Маньяне обратился к книготорговцу Жузеп-Марии Бокабелья с идеей о создании храма. Бокабелья напечатал об идее Маньяне в журнале, благодаря чему стали поступать первые пожертвования на строительство храма. Самую весомую лепту в богоугодное дело внесло "Общество почитателей Святого Иосифа", членом которого был Бокабелья.
Изначально проект поручили архитекторам Жоану Мортареллу и Франциско дель Вильяра. Строительство началось с Крипты. Однако вскоре после начала строительства, в конце 1882 года, дель Вильяр покинул проект и вместо него руководство работами было поручено А. Гауди.
Гауди почти не изменил конфигурацию Крипты, которую начал строить Вильяр, но внес существенные поправки в замысел последнего. В 1885 г. часовню освятили и провели торжественную службу. После этого строительство приостановилось по причине отсутствия средств.
Но уже в 1890 г., благодаря новым пожертвованиям Гауди смог продолжить работу.
В 1892 году архитектор начал работу над фасадом Рождества. Он начал именно с этого фасада, поскольку опасался отпугнуть жителей города реализацией замысла фасада Страстей, откровенно и жёстко рассказывающего о распятии Христа.
Примерно в это же время была построена часть клуатра, соответствующая порталу Св. Девы Розария, украшенная богатым орнаментом, исполненным символизма. Сам портал Св. Девы Розария был завершён в 1899 году.
В 1895 г. выросла алтарная часть храма, состоящая из семи часовенок. Богатый декор с элементами животного и растительного мира придавал всему облику мифический вид скалы. Одной из её особенностей являются декоративные навершия башенок и желоба водосточных труб, навеянные местной флорой и фауной, ящерками и улитками, которых можно было в изобилии встретить в окрестностях.
В плане храм соответствовал типу Базилики, то есть имел форму латинского креста, в центре которого должен был возвышаться величественный 170-метровый купол - Символ Христа.
Три Монументальных фасада, обращенные на юг, запад и восток, устремлялись вверх, обрамляя купол Христа. С востока располагался Фасад Рождества, с запада Фасад Страстей Господних и с юга Фасад Славы. Каждый из трех фасадов украшали башни-колокольни.
Гауди тщательно изучил законы акустики. Он хотел, чтобы колокола приводились в движение не людьми, а ветром, который врывался бы в сквозные башни и заставлял гулкие голоса прославлять Господа. Кроме того, на самом верху каждой башни предполагалось специальное углубление для прожекторов. Благодаря им в пасмурную погоду и ночью храм должен был оставаться обителью света.
Колонны, поддерживающие своды, символизировали апостолов и святых, которым посвящены приходские церкви всего мира. Колонны напоминают гигантские деревья, на кронах которых застыл небесный свод, залитый светом, проникающим через разновысокие витражи. Для них Гауди использовал различные виды многоугольников, которые изменяются по мере движения ввысь.
В 1909—1910 годах на месте будущего главного фасада было построено здание временной школы. Она была создана Гауди для детей строителей и, как временное сооружение, не имела несущих стен. Несмотря на это, школа обладает уникальной конструкцией. Прочность здания достигается за счёт использования криволинейных перегородок и кровли, а разделение классных комнат не несущими веса перегородками позволяет без труда изменять планировку внутреннего пространства.
В 1911 году А. Гауди создал проект второго фасада — фасада Страстей, хотя окончательное архитектурное решение нефов и сводов появилось только в 1923 году, а строительство этого фасада было начато уже после смерти Гауди.
Создание набросков третьего фасада — фасада Славы — также датируется началом 10-х годов XX столетия.
Работая над Храмом, Гауди почти не появлялся в своем доме в Парке Гуэль, а жил в крипте рядом со строительной площадкой. Люди, не знавшие Антонио Гауди в лицо, могли принять его за бродягу, так поношены были его костюм и туфли. Его считали гением, безумцем, святым. Душевное состояние архитектора усугублялось суставным артритом. В 1911 году состояние Гауди ухудшилось до того, что он был вынужден прекратить работу на стройплощадке. Но он оставался там, находясь почти в неподвижном состоянии.
30 ноября 1925 г. над восточным фасадом выросла первая колокольня - башня Святой Варвары. Но радостное событие омрачилось новостями о недостатке средств для продолжения работ.
Спустя год, 7 июня 1926 г., в больницу для бедных был доставлен нищий старик, который попал под колеса трамвая. По законам Барселоны того времени неизвестного должны были похоронить в общей могиле. Какая-то женщина, видевшая Гауди на стройке, случайно узнала в нищем знаменитого архитектора. Антонио Гауди похоронили там, где он провел последние годы жизни - в крипте Собора Святого Семейства.
После смерти Гауди строительство продолжили его ученики, потом ученики учеников. Первым был его ближайший соратник Доменек Сугранес. До своей смерти в 1938 году Д. Сугранес успел закончить постройку трёх оставшихся колоколен фасада Рождества и завершил работы над керамическим кипарисом, венчающим центральный вход фасада.
Начавшаяся в Испании Гражданская война помешала продолжить строительство. Во время пожара 1936 года были уничтожены многие чертежи и макеты, хранившиеся в мастерской Гауди. К счастью, часть из них позднее удалось восстановить.
Строительство фасада Рождества было продолжено только в 1952 году. В этот год была завершена лестница и впервые выполнена подсветка фасада, ставшая с 1964 года постоянной.
В 1954 году было начато возведение фасада Страстей. В основу работ были положены разработки и изыскания, выполненные Гауди в период с 1892 по 1917 годы. После завершения крипты в 1961 году в ней был открыт музей, посвящённый историческим, техническим, художественным и символическим аспектам проекта.
В 1977 году были воздвигнуты четыре башни фасада Страстей, а в 1986 году начаты работы над скульптурами для украшения этого фасада, законченные в начале XXI века. Примерно в это же время были установлены витражи, посвящённые Воскресению Иисуса Христа, и бронзовая скульптура Вознесения Господня.
Несмотря на то что работы ведутся по чертежам и макетам архитектора, Храм меняется. Знаменитая плавность линий Гауди уступила место рубленым и грубым формам нашего современника Субиракса, который сегодня возглавляет работы над Храмом. Это несоответствие стилей не добавляет гармонии всему комплексу в целом и Саграда Фамилиа вызывает противоречивые чувства.
Необычный внешний вид храма сделал его одной из главных достопримечательностей Барселоны.
7 ноября 2010 года храм был освящён папой Бенедиктом XVI и был официально объявлен готовым к ежедневным богослужениям. В тот же день он присвоил храму звание Малой папской базилики.