Ливадийский дворец

Ливадийский дворец построен как южная резиденция российских императоров на черном море в посёлке Ливадия в 3 км от Ялты.

Весь дворцовый комплекс без преувеличения можно назвать шедевром архитектуры.

Белоснежная резиденция была воздвигнута в начале 20 века для царской семьи Романовых и прекрасно сохранилась до наших дней.

История Ливадийского дворца началась в XIX веке, когда владельцем этого поместья стал начальник Балаклавского греческого батальона Ламброс Кацонис. После его смерти имение перешло к Феодосию Ревелиотису.

В 1834 году маленький домик Ревелиотиса достается графу Льву Севериновичу Потоцкому,  влиятельному сановнику и дипломату. Вместо него по проекту Эльсона было возведено 35 зданий, среди которых казармы, гостиница, больница и винокурня, так же парк и оранжерея.

В 1860 году граф умирает, а его наследники в 1861 году принимают решение продать дворец Александру II, который стремился вылечить супругу Марию Александровну, страдающую чахоткой. Ей был настоятельно рекомендовано отдыхать у теплого моря, среди гор и хвойных лесов.

Начинается возведение нового имения, названного Ливадийским, по проекту Ипполита Монигетти.

Дом графа Потоцкого перестраивают в Большой дворец, для великих князей строят Малый дворец, часовню Потоцкого переделывают в Дворцовую церковь, добавляется Свитский дом и кухня.
Императрица стремилась сделать Ливадийский дворец как можно проще, потому и перестройка была быстрой с 1862 по 1866-й годы.

Русский архитектор, талантливый художник Монигетти много работал по заказам царской семьи и высшей аристократии. В своих отчетах о работе в Ливадии он отмечал, что большая часть построек возведена "во вкусе татарской избы". Ипполит Антонович был вдохновлен крымским романтизмом, и на основании богатого опыта и многочисленных путешествий строил с русской душой и восточными мотивами.

Дворец в таком виде не дожил до наших дней. Большой дом вскоре перестраивается, а Малый был взорван нацистами при отступлении. Дом наследника был перестроен уже через 20 лет после возведения, потому что стены треснули из-за поднятий грунтовых вод.

Однако сохранилось одно из самых интересных и значимых сооружений, маленькая Крестовоздвиженская домовая церковь, построенная Монигетти в 1863 году. Это настоящий образец византийско-русского стиля. Маленькая, потому что храм предназначался только для императорской семьи и ее ближайшего окружения. 

Квадратная, однокупольная церковь богато украшена: иконостас из белого резного мрамора, более 50 святых образов с тремя большими панно, литые врата с паникадилом из бронзы, дорогие ковры, привезенные из самого Парижа. В центре церковного свода голубое с золотом небо, на котором выделяется монографический символ Иисуса Христа. В храме покоились бесценные реликвии, мощи святых, привезенные в дар монаршей семье из далекой Палестины и от потомков грузинских царей.
Здесь молились три поколения русских царей, семьи Александра II, Александра III и Николая II.

Осенью 1894 года в ней великий Иоанн Кронштадтский отслужил молебен по императору Александру III и помазал на царствование Николая II.
Иоанн Кронштадтский, почитаемый святым еще при жизни, совершил миропомазание Гессенской принцессы Алисы и нарек ее императрицей Александрой Федоровной. Во время богослужения присутствовала ее сестра Елизавета Федоровна, ставшая впоследствии великомученицей.

В 1891 году царь Николай II все это получил в качестве летней «дачи».
Два старых дворца уже не соответствовали запросам царской семьи, и в 1904 году решено снести и построить новый Белый Дворец.
Путешествуя по Италии, Николая II поразила величественная архитектурная красота Турина и Флоренции. Он решает построить дворец в духе итальянского возрождения, но с учетом всех современных веяний 20 века. 

Весной 1887 года, в возрасте 23-х лет, в Ялту приезжает Николай Петрович Краснов. а 31 октября 1887 года его назначают на должность городского архитектора. Ему и было поручено строительство в лёгком «итальянском» стиле. Помогал ему Глеб Гущин.

В отчете о строительстве Ливадийского дворца архитектор отметил: «Проектирован и выполнен в стиле Итальянского Ренессанса из штучного инкерманского камня, со всеми частями, высеченными из того же камня. Здание имеет 116 отдельных помещений, один большой внутренний двор, три малых световых двора. Парадные официальные комнаты дворца украшены и меблированы в том же стиле».

Официальное открытие произошло в 1911 году. В период с 1911 по 1914 годы царская семья ежегодно отдыхала в ялтинской резиденции. Император с детства любил это поместье, но после того как вложил сюда 2 600 000 рублей серебром из личных средств, стал ценить его еще больше.

Дворец был построен с применением технологических хитростей, камень пропитывался специальным составом, а итальянские и отечественные мастера вручную трудились над отделкой каждого сантиметра.

Отрекаясь от престола, он хотел перебраться жить в полюбившуюся ему Ливадию. Однако вместо этого императора отправили в Тобольск.

Величественное строение делилось на два этажа. 
На первом шикарный вестибюль в стиле Итальянского Возрождения с массивными двухстворчатыми дверями и большим камином из белого мрамора.
Парадная столовая, в которой главный акцент сделан на декоративной лепнине потолка с элементами растительных и геометрических орнаментов. В столовой всегда было много света за счет больших арочных окон и дверей, интерьер дополнялся четырьмя колонами и великолепной статуей Пенелопы работы немецкого скульптора Бруггера. В феврале 1945 года она послужила местом встречи глав трех великих держав. 
Приемный кабинет с ожидательной комнатой отделаны панелями из красного дерева. В центре помещения огромное зеркало над мраморным камином, украшенное резьбой и античными скульптурами.
Бильярдная, обшитая каштановым деревом, в стиле Тюдоров с расписным потолком. 
Итальянский дворик был задуман как место для прогулок и отдыха царской семьи. В центре мраморный фонтан, он него расходятся прямые дорожки в разные части дома.
Арабский дворик не предназначался для прогулок, а служил только источником света, был украшен великолепными плитами с восточным орнаментом и включал в себя маленький мраморный фонтан "Мария".

На втором этаже располагался рабочий кабинет императора, который Николай Второй считал лучшей комнатой Дворца, с массивным камином в духе модерна, богатой отделкой зеленым камнем, бронзой и панелями маренного клена.
Изящная гостиная и кабинет императрицы отделаны в теплых тонах из светлых пород ясеня и клена. Из всех предметов мебели императрицы до наших дней сохранился трехстворчатый стеклянный шкаф со встроенными стеклами, а в кабинете с камином овальные зеркала и акварельные картины.
Спальня их Императорских Величеств выполнена в белых тонах, на стенах богатые лакированные панели, а в угловой нише массивная кровать. Сохранился камин, отделанный кленом. Из спальни был выход на широкий балкон, где семья Романовых любила устраивать обеды и семейные чаепития.
Классная комната Великих княжон полностью отделана дубовым массивом, а петербургские мастера изготовили венскую мебель в соответствующем стиле. Царственные родители уделяли большое внимание образованию детей, и сам архитектор Краснов преподавал им азы рисования.
Библиотека в духе аристократической строгости и простоты. Книжные шкафы из красного дерева полностью опоясывают стены, создавая ощущение сплошной деревянной обшивки. 
Малая столовая была любимым местом для семейных обедов и уютных посиделок, она скромно отделана тисовым деревом, а главным акцентом комнаты служит камин с керамической плиткой. Большой обеденный стол никогда не пустовал, императорская семья была хлебосольной, и до наших дней сохранились предметы из царских сервизов с вензелем "Ливадия".

В эпоху нового осмысления старых форм особое место уделялось украшению фасада. Четкое горизонтальное и вертикальное членение, орнаментация, мотив аркады, открытых галерей, обрамления окон, парадного входа во дворец и стали носителем стиля.

В центре композиции здания большой внутренний двор. На восточном фасаде, слева, помещена наружная галерея с лестницей, справа башня, в центре ризалит, где находятся Ожидательная и Гостиная Великих Княжон. С северной стороны «каскад» объемов от трехэтажной башни слева до одноэтажной столовой, справа. Здесь же с северной стороны устроен и парадный вход во дворец. Южный фасад с выступающими эркерами: рабочими кабинетами Императора, Цесаревича и кабинетом Императрицы. С западной стороны пристроена церковь.

Такой пример композиционного решения обусловлен повышением требований к удобству расположения помещений.

За строительство Императорской резиденции в октябре 1911 года архитектор Николай Петрович Краснов был пожалован в Архитекторы Высочайшего Двора, а в 1913-м году Петербургская Академия присудила ему звание академика.

Большой Ливадийский парк занимает 40 гектаров и заложен знаменитым садоводом Делингером. На территории парка произрастает много  разных видов деревьев, включая Ливанские и Гималайские кедры, сосна крымская, пицундская, секвойядендрон, земляничник крупноплодный и много других растений. От парка в сторону Ласточкиного гнезда начинается Царская тропа. 

Дворец был разрушен в 1918 году. На его территорию вошли немецкие войска,  сразу же приступившие к разграблению дворца. Затем здесь располагались белогвардейцы и органы министерства земледелия большевиков. 

В 1925 году в бывшем царском дворце был открыт санаторий для крестьян, путевки и проезд были бесплатными, в 1931 году преобразованный в климатический лечебный комбинат. В 1927 году дворец посетил В. В. Маяковский, в 1928 году — М. Горький.

Здесь состоялась Ялтинская конференция-1945 с участием Рузвельта, Черчилля и Сталина. 

Затем Ливадийский дворец отходит к НКВД и здесь образуется очередная Госдача.
В 1953 году он становится профсоюзной здравницей.
А в 1974-м его открыли для посещения туристов. Работали историко-мемориальная выставка «Ялтинская конференция».

В 1993 году Ливадийский дворец получил статус музея. 
В настоящее время открыты двумя экспозиции: на первом этаже, в парадных залах дворца, размещена экспозиция, повествующая о ходе работы Ялтинской конференции 1945 года, на втором этаже дворца, в личных комнатах семьи Николая ΙΙ, экспозиция о жизни и отдыхе в Ливадии российских царей и членов их семей.

В 2000-х годах из-за оползней были повреждены несколько опорных стен и разрушены подземные коммуникации, в нескольких комнатах появились трещины. Пришлось срочно проводить ремонтные и противооползневые работы.

5 февраля 2015 года на территории дворцово-паркового ансамбля был открыт памятник И. В. Сталину, Ф. Д. Рузвельту и У. Черчиллю, скульптор Зураб Церетели.

19 мая 2015 года у главного входа был открыт памятник-бюст императору Николаю II по модели скульптора А. А. Апполонова из искусственного камня и бронзирован. Постамент из мрамора.

18 ноября 2017 года на территории парка был открыт памятник императору Александру III.

В стенах дворца снимали множество фильмов. Среди них «Собака на сене», «Анна Каренина», «Один шанс из тысячи», «Отелло», «Овод».

Адрес:
г. Ялта, пгт. Ливадия, ул. Батурина, 44-а    44.467645, 34.143599
Телефон:
+7 (978) 761-81-71; +7 (3654) 31-55-81
Режим работы:
с 10-00 до 19-00 без перерыва и выходных
Сайт:
ливадийский-дворец.рф

Отзывы

Добавить отзыв



Зоопарк "Сказка"

Дворец Дюльбер

Дворец Гаспра

Массандровский дворец

Форосская церковь, храм Воскресения Христова

Юсуповский дворец

Царская тропа

Ласточкино гнездо

Никитский ботанический сад

Собор Святого Александра Невского

Воронцовский дворец

Все достопримечательности Ялты →