Крейсер "Аврора"

Боевой корабль 1-го ранга «Аврора» пришвартован у Петроградской набережной напротив Нахимовского военно-морского училища.

В 1881 году Балтийскому заводу были заказаны три «карапасных» крейсера: «Диана», «Паллада», «Аврора», прототипом которых являлся новейший английский крейсер «Тэлбот». Название «Аврора», в честь богини утренней зари, перешло от фрегата, который отличился во времена Крымской войны 1853-1856 гг.
Будучи заложенным в 1897 году, уже через три года крейсер «Аврора» 11 мая 1900 года в 11:15 в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны был торжественно спущен на воду. И в мае 1905 года состоялось боевое крещение экипажа корабля в количестве 570 человек на Дальнем Востоке в Цусимском сражении.

После возвращения на Балтику крейсер Аврора некоторое время ходил как учебный корабль, где проходили практику гардемарины. С 1906 по 1912 гг. крейсер побывал в портах многих стран мира.

С начала Первой Мировой войны «Аврора» принимает участие в боевых действиях, получает значительные повреждения в боях и в конце 1916 года отправляется на ремонт в г. Петроград. Узнав об этом, капитан 1-го ранга М. И. Никольский написал донесение, в котором указывал на возможное агитационное влияние на команду крейсера. В нём он писал: «Команда, благодаря своей сплочённости из самой надёжной во время войны станет самой ненадёжной. Почва для этого самая благоприятная — долгая стоянка в Петрограде у завода». Однако предупреждению не вняли и 27 февраля 1917 года он и старший офицер Огранович были жестоко убиты матросами по требованию рабочих завода.

После выступления на крейсере видных пропагандистов М. И. Калинина и В. Володарского пост командира занял бывший минный офицер лейтенант Н. К. Никонов. Почти ежедневно на «Авроре» проводили митинги и собрания, команда участвовала во всех мероприятиях, организованных большевиками. Ремонт крейсера отошёл на второй план и стал вялотекущим.

К утру 25 октября в руках большевиков находились основные стратегические пункты Петрограда. Оставалось захватить Зимний дворец. Сигналом должны послужить выстрел Петропавловской крепости и пара холостых выстрелов «„Авроры“. Но очевидец тех событий Джон Рид в книге «Десять дней, которые потрясли мир» пишет, что выстрелы не были холостыми, "Тротуар под нашими ногами был засыпан штукатуркой, обвалившейся с дворцового карниза, куда ударило два снаряда с «Авроры»".

28 ноября 1917 года «Аврора», окончив ремонт, перешла в состав 2-й бригады крейсеров. Оставаясь боевой единицей, крейсер совершил еще несколько заграничных походов. Последним дальним походом «Авроры» стало третье в истории крейсера плавание вокруг Скандинавского полуострова, благополучно завершившееся в августе 1930 года. После этого крейсер за пределы Балтийского моря не выходил. Было мнение к 1941 году «Аврору» исключить из списков флота, но помешала война.

С 3 сентября 1941 года «Аврора» начала активные боевые действия, защищая подходы к Ленинграду со стороны Кронштадта. При авианалете в октябре 1941 года корабль получает серьезные повреждения, его начинает кренить. Он садится на грунт и в полузатопленном положении «Аврора» продолжает отбивать вражеские бомбардировки до самого снятии блокады.

В августе 1944 года было принято постановление, по которому «Аврору» надлежало установить у Петроградской набережной в качестве музея-памятника истории флота и учебного судна Ленинградского Нахимовского военно-морского училища.

К концу 70-х годов корпус крейсера пришёл в аварийное состояние и для того, чтобы сберечь уникальный памятник морской техники и истории, было решено заменить подводную часть крейсера.

Она была демонтирована, котлы заменены макетами, но машина была сохранена. Часть брони корабля направили на изготовление памятных сувениров. Остальная часть крейсера утилизована не была и находится по сей день в полузатопленном состоянии у н.п. Ручьи Кингисеппского района.

Весной 1987 года на крейсер прикрепили части подлинного корпуса, установили надстройки, мачты и трубы. Реконструкция помещений проводилась в целью максимального воссоздания их первозданного вида. К августу 1987 года восстановление крейсера было окончено.

На борту «Авроры» в ходе ремонта создана музейная экспозиция, посвящённая крейсеру, как участнику трёх войн: Русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной.

К июлю 2018 года на «Авроре», по архивным фотографиям и чертежам, восстановлен православный корабельный храм, упразднённый в 1917 году. В дни церковных праздников и выходные в нём проводятся богослужения.

Сегодня в музее хранится более 500 уникальных экспонатов. Экспозиция расположена в шести помещениях корабля, в том числе в боевой рубке, котельном и машинном отделениях.

Адрес:
г. Санкт-Петербург, Петровская наб.    59.955656, 30.337535
Телефон:
8 (812) 230-84-40
Режим работы:
ежедневно с 11 до 18.00, касса прекращает работу в 17.15 Выходные дни понедельник и вторник
Сайт:
aurora.org.ru

Отзывы

Добавить отзыв



Мосты Санкт-Петербурга

Исаакиевский собор

Музей «Эрмитаж»

Александринский театр

Смольный монастырь

Зимний дворец

Казанский собор

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера)

Русский музей

Домик и бюст Петра I

Ростральные колонны

Летний сад

Дворцовая площадь

Александро-Невская лавра

Медный всадник

Храм Спас на Крови

Марсово поле

Музей русской водки

Здание Главного адмиралтейства

Памятник Чижику-Пыжику

Сфинксы на Университетской набережной

Музей-квартира Пушкина на Мойке

Мариинский театр

Макет России

Петропавловская крепость

Все достопримечательности Санкт-Петербурга →