Храм Василия Блаженного
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву больше известен как храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве,
Приставка "на Рву"напоминает о том, что через всю Красную площадь вдоль кремлевской стены c XIV века шел глубокий и широкий оборонительный ров, который был засыпан в 1813 г.. Его глубина была около 13 метров, а ширина около 36 метров.
Строительство «походных» деревянных храмов около Кремлевской стены в честь одержанных военных побед началось c Василия III, а их престолы посвящались тем святым, дни памяти которых приходились на дни побед.
Взятие Казани и присоединение Казанского ханства к Московскому государству произошло 2 октября 1552 года в день памяти Киприана и Иустины, на следующий день после Покрова Пресвятой Богородицы. И Иван Грозный повелел объединить эти церкви в один каменный храм во имя Покрова Богородицы.
Строительство храма началось в 1555 году. Основная его часть была возведена к осени 1559-го, а 29 июня 1561 был освящён весь собор. Этот день стал датой завершения строительства храма.
Собор имел необычную архитектурную композицию: 9 самостоятельных храмов были построены на едином основании и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, окружающими центральный храм.
Снаружи все церкви были окружены первоначально открытой галереей-гульбищем. Центральная церковь завершалась высоким шатром, приделы были перекрыты сводами и увенчаны куполами.
Ансамбль собора дополняла трехшатровая открытая звонница, в арочных пролетах которой висели массивные колокола.
В 1589 году пристраивается небольшой храм над могилой Василия Блаженного.
Василий родился в конце 1469 года в селе Елохово, сейчас это территория Москвы. Родители были крестьянами, и отдали его в обучение сапожному мастерству. Дар прозрения у Василия обнаружился случайно: к хозяину Василия пришёл человек заказывать сапоги и просил сделать такие, которые сгодились бы на несколько лет. Василий при этом улыбнулся. На вопрос хозяина, что означала улыбка, Василий ответил, что человек, заказывавший сапоги на несколько лет, умрёт завтра, что и случилось.
В шестнадцать лет Василий оставил хозяина и мастерство и начал подвиг юродства, без крова и одежды, подвергая себя великим лишениям, отягчая тело веригами.
Однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему неким боярином, задумали обманом выманить её у него. Один из них притворился мёртвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий покрыл мёртвого своей шубой и сказал при этом: «Шуба лисья, хитрая, укрой дело лисье, хитрое. Буди же ты отныне мёртв за лукавство, ибо писано: лукавии да потребятся». Когда лихие люди сняли с него шубу, то увидели, что дружок их уже мёртв.
Были и другие прозрения. Однажды он камнем разбил на Варваринских воротах образ Божьей Матери, который с давних пор считался чудотворным. На него набросилась толпа паломников, стекавшихся со всей Руси с целью исцеления, и начали его бить, а юродивый сказал: «А вы поскребите красочный слой!». Удалив красочный слой, люди увидели, что под изображением Богоматери скрывается «дьявольская харя».
Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного. Когда незадолго до кончины Василий тяжело заболел, он посещал его с царицей Анастасией.
Василий скончался 2 августа 1557 года и был похоронен на кладбище Собора Покрова Пресвятой Богородицы.
В 1588 году от гроба Василия совершилось множество чудес, и Фёдор Иванович повелел устроить над его гробницей позолоченную серебряную раку, украшенную камнями и жемчугом. Так была пристроена десятая церковь, получившая его имя.
Для её устройства в северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь представляла собой самостоятельный храм с отдельным входом. Во времена Смуты поляки украли украшения с раки святого Василия, а в нижних церквях собора ставили лошадей.
Во второй половине XVII века деревянные навесы над гульбищем, часто сгоравшие при пожарах, заменили кровлей на арочных кирпичных столбах. Над папертью церкви Святого Василия Блаженного пристроили церковь святой Феодосии Девы.
В этот же период появляется полихромная орнаментальная роспись. Она покрывает вновь выстроенные крыльца, опорные столбы, наружные стены галерей и парапеты гульбищ.
Фасады церквей сохраняют в это время роспись, имитирующую кирпичную кладку.
В 1683 г. весь собор по верхнему карнизу был опоясан изразцовой надписью. Большие желтые буквы на темно-голубом фоне поливы изразцов сообщали об истории создания храма и его поновлении во второй половине XVII в. Надпись была уничтожена спустя столетие во время очередного ремонта.
В 1680-е годы возвели двухъярусную колокольню с открытой верхней площадкой для звона.
В 1770-1780-е годы к собору пристроили престолы последних деревянных церквей с Красной площади. Внутри церкви расписали масляным "сюжетным" письмом с изображением святых и сцен житийного содержания. Снаружи стены покрыли росписью, которая имитировала кладку из крупных валунов. Был заложен нижний нежилой ярус для проживания служителей храма. Колокольню объединили пристройкой со зданием собора.
Тогда в храме значилось 18 церквей (престолов): Живоначальной Троицы, Входа в Иерусалим, Параскевы-Пятницы, Николы Великорецкого, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Варлаама Хутынского, Апостола Андроника, Киприана и Иустинии, Григория Армянского, Ризположения Богородицы (с мощами Иоанна Блаженного), Василия Великого, Девы Феодосии, Александра Свирского, Сергия Радонежского, Марии Египетской, Богоявления, Всех Святых, Трёх Патриархов.
Специально для него в XVIII в. были написаны три уникальные фасадные иконы, по сей день хранящиеся в соборе: «Знамение со святыми на полях», ее реплика на деревянной основе и «Покров с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными». Сюжеты Покрова и Знамения Богоматери несут в себе одну и ту же символическую нагрузку - заступничество Богоматери перед лицом врага, а также утверждение покровительства Богоматери православному народу.
В 1812 г. собор был лишь разграблен войсками Наполеона, но сразу же после войны отремонтирован и освящен. Территория вокруг собора была благоустроена и обнесена ажурной чугунной решеткой, выполненной по проекту известного архитектора О. Бове.
В 1916 году был пристроен последний придел, в котором находятся мощи святого Иоанна Блаженного. Все всегда знали о Василии Блаженном, а память о святом Иоанне была в тени. Иоанн же был не менее прославленным и почитаемым в народе.
Иоанн родился 3 июля 1589 в Вологде. Работал водоносом в солеварнях, затем пришёл в Ростов, где начал юродствовать. Носил на голове железный колпак, чем заслужил прозвище Иван-большой колпак. Под конец жизни поселился в Москве. Жил на улице, ходил полуодетым даже зимой. На теле носил вериги с медными крестами. Неоднократно встречался с Борисом Годуновым, говоря ему: «Умная голова, разбирай Божии дела; Бог долго ждёт, да больно бьёт».
Умер 3 июля 1589 года и был погребён по его желанию около собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву.
В 1918 году Покровский собор стал одним из первых культурных объектов, взятых под государственную охрану как памятник национального и мирового значения.
С 21 мая 1923 года он открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. При этом до 1929 года в церкви Св. Василия Блаженного проводились богослужения.
В 1928 году музей «Покровский собор» стал филиалом Государственного исторического музея. Несмотря на регулярные реставрационные работы, храм был всегда открыт для посетителей. Он закрывался только во время Великой Отечественной войны.
В 1990-м музей вновь начал собирать колокола, имеющаяся коллекция одна из наиболее богатых действующих собраний в России. В звоне собора имеются колокола весом от 8 кг до 2,6 т. Всего в музее 19 колоколов, созданных в 1547—1996 годах, отлитых в России и за рубежом.
Всего в соборе Василия Блаженного 9 иконостасов, в которых находится около 400 икон 16-19 веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ. Стены собора оформлены масляной живописью и фресками 16-19 веков. Представлена портретная и пейзажная живопись 19 века, церковная утварь 16-19 веков. Среди особо ценных экспонатов потир 17 века, принадлежавший царю Алексею Михайловичу.
С 1991 года Покровский собор находится в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской православной церкви.
Богослужения совершаются регулярно в воскресные дни и на второй день Светлой седмицы (Пасхи).
Собор входит в российский список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 2007 г. Покровский собор стал номинантом конкурса "Семь чудес России".
- Адрес:
- г. Москва, Красная пл., д. 2 55.755322, 37.617716
- Телефон:
- 8 (495) 698-33-04
- Режим работы:
- экскурсии проводятся ежедневно с 11:00 - 18:00. Первая среда месяца — санитарный день
- Сайт:
- shm.ru