Музей «Эрмитаж»

Государственный Эрмитаж сегодня один из самых богатых музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства мира, в нем около 3 миллионов экспонатов, начиная с каменного века и до нашего столетия.

Музейный комплекс составляют: Зимний дворец (1754—1762, архитектор Бартоломео Франческо Растрелли), Малый Эрмитаж (1764—1775, архитекторы Жан Батист Мишель Валлен-Деламот, Юрий Фельтен, Василий Стасов). В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад, Большой Эрмитаж. Также Старый Эрмитаж, (1771—1787, архитектор Юрий Фельтен, Новый Эрмитаж (1842—1851, архитекторы Лео фон Кленце, Василий Стасов, Николай Ефимов), Эрмитажный театр (1783—1787, архитектор Джакомо Кваренги), который возведён над частично сохранившимся Зимним дворцом Петра I. Также в комплекс зданий Государственного Эрмитажа включены служебные постройки: Запасной дом Зимнего дворца (1726—1742, 1830, 1878) и Эрмитажный гараж (1911, архитектор Николай Крамской).

Помимо комплекса зданий на Дворцовой набережной, в распоряжении Государственного Эрмитажа находятся следующие объекты: Меншиковский дворец (1710—1720, архитекторы Джованни Мария Фонтана, Готфрид Иоганн Шедель), Восточное крыло Главного штаба (1819—1829, архитектор Карл Росси). Там располагались экспозиции: «Французское искусство XX века», «Под знаком орла. Искусство ампира», «Искусство модерна» и Музей гвардии. 17 декабря 2011 года в здании открылась выставка «Древности Геркуланума», Музей Императорского фарфорового завода, Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» и Здание биржи на Васильевском острове (музей русской гвардии и геральдики).

Начинался Эрмитаж в 1764 г. как частное собрание Екатерины Великой, купившей коллекцию из 220 картин и поместившей их в отдаленных апартаментах дворца, получивших название «Эрмитаж», что в переводе с французского означает «место уединения». Эпоха царствования Екатерины была замечательной в русской истории. Разносторонне одарённая и образованная царица правила 34 года, добившись международного признания России. По ее заказу строятся неповторимый ансамбль дворцовых зданий, который сегодня мы называем музеем «Государственный Эрмитаж».

В 1764 году Екатерине II были переданы из Берлина 317 ценных картин (или всего 225) из частной коллекции живописи Иоганна Эрнеста Гоцковского в счёт его долга, возникшего из-за неудачной попытки поставки зерна в русскую армию. Это были полотна мастеров голландско-фламандской школы первой половины XVII века. Они и стали основой, на которой сформировался музей. Из всех картин сегодня в Эрмитаже хранится около 96 полотен.

В 1769 году в Дрездене для Эрмитажа была приобретено около 600 картин голландских, фламандских, французских и итальянских художников, в том числе пейзаж Тициана «Бегство в Египет».

В 1772 году Екатериной была куплена коллекции живописи барона Пьера Кроза, 400 первоклассных полотен, таких как «Святое Семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, картины Рембрандта, произведения Рубенса, Ван Дейка, Джамбаттиста Питтони, Пуссена, пейзажи Клода Лоррена и работы Ватто.

Ещё одним значительным приобретением стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна, включавшая античные статуи и бюсты, в том числе скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик».

Из-за малого размера первоначального помещения, в 1771—1787 годах строится здание Большого Эрмитажа.

В 1777 году фаворит Екатерина II Григорий Потемкин покупает в разобранном виде часы английского мастера Джеймса Кокса, которые в России собирает и настраивает И.П.Кулибин. Сегодня часы «Павлин» экспонируются в Павильонном зале Малого Эрмитажа. Главными действующими лицами заведенных часов являются сова – символ ночи, петух – символ утра, и павлин, олицетворяющий день и вечер. Небольшой часовой механизм помещен под шляпку гриба, два циферблата вращаются на шляпке, а стрекоза отмеряет бег секунд.

Часы «Павлин» — шедевр механического, часового, ювелирного и прикладного искусства, являющийся одной из ярчайших жемчужин в коллекциях Эрмитажа.

В посмертной описи имущества Екатерины 1796 года перечисляются 3996 картин. Таким образом, только за время царствования Екатерины II в России появилась уникальная галерея.

Александр I и Никола I начинают покупать не только коллекции, но и отдельные картины. В Риме были приобретены «Лютнист» Караваджо и «Госпожа со служанкой» П. де Хоха. В 1819 году была куплена «Мадонна в пейзаже», приписываемая кисти Джорджоне. Жозефина Богарне подарила Александру I камею Гонзага, а После смерти Жозефины Богарне была приобретена вся галерея дворца Мальмезон. Ещё одной вехой для музея стало приобретение в 1814 году собрания испанской живописи Кузвельта. На второй распродаже коллекции Кузвельта был куплен шедевр Рафаэля «Мадонна Альба» и «Три Марии у склепа Христа» Аннибале Карраччи.

В 1845 г по завещанию Татищева к собранию приобщились диптих Робера Кампена «Троица. Богоматерь у камина», ранний диптих ван Эйка«Распятие. Страшный Суд» и другие работы старых мастеров. Примерно тогда же на аукционе коллекции короля Нидерландов Виллема II были приобретены «Благовещение» ван Эйка, «Пьета» Себастьяно дель Пьомбо и «Снятие с креста» Госсарта. В Венеции купили работы мастеров итальянского Ренессанса, в том числе шедевры Тициана (например, «Несение креста») и Пальмы Веккьо.

В 1826 году в парадной части Зимнего дворца по проекту К. Росси была создана Военная галерея. На её стенах были размещены 332 поясных портрета героев Отечественной войны 1812 г. В 1852 году по распоряжению Николая I был основан Императорский музеум «Эрмитаж».

В 1895 году часть произведений русских художников были переданы Русскому музею. В музей передаются материалы археологических раскопок, значительно обогатившие его отдел.

До середины XIX века посещать музей могли лишь избранные. Так, А. С. Пушкин смог получить пропуск только благодаря рекомендации В. А. Жуковского, служившего наставником у сына императора. Эрмитаж был открыт для публики при императоре Николае I 5 февраля 1852 года в специально построенном для этой цели здании Нового Эрмитажа. Тогда он уже имел богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков.

В то же время, в результате перераспределения собраний между музеями страны, из Петербурга в Москву уходит Бриллиантовая комната – в Алмазный Фонд, работы старых мастеров (Тициан, Рубенс, Рембранд и др.) – в Музей изящных искусств. Но эти сокровища всё же оставались в России. Непростительный и непоправимый шаг был сделан руководством страны в 1929-1934 годах. На распродаже 48 шедевров Эрмитажа навсегда покинули Россию.

Во время Великой Отечественной войны основное собрание музея было своевременно эвакуировано на Урал, вскоре после победы благополучно вернулось назад, и Эрмитаж возобновил свою работу. Ни один экспонат не был утерян или безвозвратно повреждён.

В 1956 году открывается третий этаж Эрмитажа.

В постсоветское время Эрмитаж стал пополняться произведениями искусства XX века. В конце 1990-х годов были приобретены работы Утрилло, Руо, Сутина и других авторов. Был организован Международный фонд друзей Эрмитажа. В 2002 году экспозиция пополнилась одной из версий «Чёрного квадрата» Малевича. В 2006 году заработал Проект Эрмитаж 20/21, направленный на показ и приобретение современного искусства.

В июле 2006 году обнаружилась пропажа 221 экспоната небольшого размера (ювелирные изделия, православные иконы, столовое серебро, эмалированная посуда и т. д.). В хищении принимала участие одна из сотрудниц музея вместе со своими родственниками. В 2006—2007 годах часть похищенных вещей удалось вернуть.

В 2016 году открыт дополнительный вход в главный комплекс для посетителей с интернет-билетами через Шуваловский проезд. Входная зона разместилась в бывших императорских конюшнях.

Экспозиция музея сегодня демонстрирует развитие цивилизации с каменного века до наших дней. Собрание первобытного искусства представлено так называемыми «палеолитическими Венерами», многочисленными образцами керамики, бронзового литья, каменными плитами с петроглифами. Отдельный зал посвящен культуре Древнего Египта, его экспонатами являются саркофаги, мумии, керамика, предметы быта и искусства населения берегов Нила.

Адрес:
г. Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, дом 2    59.940073, 30.312733
Телефон:
8 (812) 710-90-79
Режим работы:
вторник - суббота 10.30-18.00, воскресение 10.30 - 17.00, выходной - понедельник
Сайт:
www.hermitagemuseum.org

Отзывы

Добавить отзыв



Мосты Санкт-Петербурга

Крейсер "Аврора"

Исаакиевский собор

Александринский театр

Смольный монастырь

Зимний дворец

Казанский собор

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера)

Русский музей

Домик и бюст Петра I

Ростральные колонны

Летний сад

Дворцовая площадь

Александро-Невская лавра

Медный всадник

Храм Спас на Крови

Марсово поле

Музей русской водки

Здание Главного адмиралтейства

Памятник Чижику-Пыжику

Сфинксы на Университетской набережной

Музей-квартира Пушкина на Мойке

Мариинский театр

Макет России

Петропавловская крепость

Все достопримечательности Санкт-Петербурга →